Получи документы

Сообщение к педсовету «Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду»

Ольга Зайцева
Сообщение к педсовету «Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА №709

Дошкольного образования №5

Сообщение к педсовету:

«Инновационные потенциалы системы физического

развития в современном детском саду»

Инструктора по физической культуры

Зайцева Ольга Петровна.

Москва

Современная жизнь ставит перед нами много проблем.

Публикация «Сообщение к педсовету „Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду“» размещена в разделах

На мой взгляд, самой актуальной из них является проблема сохранения здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье- естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Научно доказано, что здоровье человека на 15% зависит от наследственности, на 10% - от состояния медицинского обслуживания, на 25% –от окружающей среды и на 50% -от образа жизни. Поэтому уже ставшие привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья детей дошкольного возраста, понижения уровня их физической подготовленности, наводят на мысль о приоритетности мероприятий, связанных с охраной и укреплением здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей. А значит, можно только приветствовать выделение в ФГОС дошкольного образования образовательной области "Физическое развитие".

Целью данной образовательной области в нашем дошкольном учреждении является укрепление здоровья ребенка посредством реализации оздоровительного и образовательного аспектов физического воспитания с учетом индивидуальных возможностей детей. Основными задачами физического развития дошкольников является:

• удовлетворение потребностей детей в движении путем внедрения в практику непосредственной образовательной деятельности нетрадиционных методов и приемов;

• формирование у дошкольников положительного отношения к двигательной активности, интереса и потребности в физическом совершенствовании;

• формирование двигательных умений и навыков, а также двигательных способностей наряду с оптимизацией развития физических качеств у дошкольников;

• развитие у детей произвольной моторики и двигательного воображения.

Это означает, что традиционные задачи физического воспитания дошкольников:

формирование двигательных умений, навыков и развитие физических качеств. С чем это связано?

В основе формирования двигательных умений и навыков лежит следующая схема:

• прямой показ взрослым образца движения и многократное воспроизведение детьми этого образца с целью образования прочных динамических стереотипов (как основы навыков);

• перенос образца в новые ситуации, где этот навык закрепился бы окончательно.

Иными словами, обучение дошкольников определенным видам движений базовым является обучение дошкольников определенным видам движений, а основная модель построения занятия выглядит следующим образом:

• на первом занятии – идет обучение движению;

• на втором – закрепление;

• на третьем – совершенствование.

Обучая ребенка движениям, к выполнению которых он не готов в силу своих индивидуальных особенностей (типологические особенности развития высшей нервной деятельности – быстрота, сила, равновесие процессов возбуждения и торможения обязательно сказываются на овладении двигательными навыками) можно сформировать у него неправильный двигательный стереотип, исправить который в дальнейшем будет достаточно трудно. К чему это может привести?

При выполнении сложных движений ребенок включает в работу лишние мышечные группы, из-за которых нарушается биомеханика выполнения движения, от чего ребенок быстро устает и что может впоследствии стать причиной различных нарушений осанки. Именно поэтому очень важно, чтобы упражнения соответствовали физиологическим возможностям детского организма, а физическая подготовленность детей – их возрастным характеристикам. Здесь важно учитывать те физические качества, на которые можно опираться. Иллюстрируя вышесказанное, можно привести следующий пример: бесполезно учить ребенка ходить по скамейке, если у него плохо развито такое физическое качество, как равновесие, или учить прыгать в длину с места с разбега, если недостаточно развита координация движений.

Это означает, что в системе физического развития воспитанников детского сада нужно предусмотреть ряд изменений, связанных с условиями, формами и методами воспитательно-образовательной работы по формированию комплекса физических качеств детей, с опорой на взаимосвязь физического с другими направлениями развития. Почему для нас так важна интеграция?

Еще в начале ХХ века русский физиолог и педагог П. Ф. Лесгафт положил в основу своей педагогической системы единство физического и духовного развития личности, рассматривая физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. Постоянно подчеркивая важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания, он также, как и И. М. Сеченов, считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей детей. Поэтому развитие человека не может существовать без физического образования, а физические упражнения должны быть ежедневными и в полном соотношении с умственными занятиями.

Современные исследования подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте происходит существенная перестройка в работе всей нервной системы и главным образом ее высшего отдела – головного мозга. Эти изменения находят отчетливое выражение в двигательной области: наблюдается своеобразная "интеллектуализация" движений на физиологическом уровне, функции ведущей инстанции управления движениями переходят от низших отделов нервной системы к высшим, причем эти отделы начинают подчиняться в своей работе высшим. Вместе с тем, многочисленные исследования психологов и педагогов свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка, а также наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников. Учитывая все это, можно ввести нововведение в систему физического развития.

Картотеки подвижных игр и общеразвивающих упражнений, направленные на развитие определенных физических качеств для применения в ежедневной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и непосредственной образовательной деятельности с воспитателей в течении дня.

Экспресс-мониторинг физического развития направлена на определение развития дошкольников и корректировку дальнейшей работы по физическому развитию. В настоящее время разработанный в ДОО мониторинг содержит нормативы для оценки физического развития дошкольников, набор диагностических тестов, таблицы оценки физической подготовленности мальчиков и девочек. Такой мониторинг помогает выявить преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации непосредственной образовательной деятельности, увидеть сильные и слабые стороны по физическому развитию и самое важное – он дает основу для работы с родителями.

Новое перспективное планирование. Следующем шагом в инновационной работе будет изменение перспективного планирования, суть которого заключается в том, что общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры были подобраны с учетом развития определенного физического качества в течении месяца:

• сентябрь - быстрота;

• октябрь - равновесие, координация;

• ноябрь - мелкая моторика;

• декабрь - гибкость, акробатика;

• январь – сила;

• февраль – быстрота, ловкость, прыгучесть;

• март – мелкая моторика, сила;

• апрель – равновесие, координация движений;

• май – выносливость.

В результате такого планирование может быть достигнуто, что уровень физической подготовленности дошкольников к концу учебного года увеличиться на 30-50%.

Опора на игровые методы и технологии воспитания и обучения при поведении физкультурных занятий. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, можно обогатить содержание занятий по физическому развитию дошкольников играми и игровыми упражнениями развивающего характера, чтобы они решали задачи не только физического, но и умственного развития дошкольников.

В водной части занятия отдается предпочтение заданиям, игровым упражнениям на развитие внимания, ориентировки в пространстве, развитию двигательного воображения ("Светофор", "Догони мяч", "Построй колонну" и др.).

Во время выполнения ОРУ детям предлагаются задания и игры, комплексно связанные с развитием внимания и памяти. Например, при выполнении ОРУ инструктор показывает упражнение, а воспитатель – карточки со схематичным изображением мальчиков и девочек. Если на карточке было изображение девочки – девочки выполняли упражнение из исходного положения "стоя", а мальчики – из положения сидя, и наоборот (вариантов выполнения – множество).

В основной части занятия при выполнение основных движений перед детьми ставиться задачи, способствующие интегрированному физическому развитию и развитию познавательных процессов. Так, во время выполнения двигательных заданий дети учились координировать между собой полученный раннее знания, чтобы ответить на тот или иной вопрос, решить мысленною или двигательную задачу, используя понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях.

Разработка вариативных форм проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп. Интеграция физического и умственного развития также легла в основу разработки вариативных форм утренней гимнастики с детьми. Ведь утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии двигательной сферы ребенка – дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа жизни. Ее цель – разбудить детский организм от сна, способствовать умственной и физической работоспособности, улучшить настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня. Но процесс это может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остается сниженной по сравнению с обычной, и на самочувствии – ребенок может ощущать сонливость. вялость, порой проявлять беспричинную раздражительность. Учет данных фактов разработана система планирования утренней гимнастики в течении недели.

День недели Форма проведения Ответственный

Понедельник Классическая Инструктор по физкультуре, воспитатели

Вторник Музыкально-ритмическая Музыкальный руководитель, воспитатели

Среда Полоса препятствий Инструктор по физкультуре, воспитатели

Четверг Имитационно-образная Музыкальный руководитель, воспитатели

Пятница Игровая

(подвижные игры, игровые упражнения) Воспитатели

К системе планирования прилагаются рекомендации для воспитателей по проведению классической формы утренней гимнастики (табл. 2)

Возраст Продолжительность УГ Содержание Количество повторений

Средняя группа 4-6 мин 4-6 ОРУ 4-6 раза

Старшая группа 6-8 мин 6-8 ОРУ 6-8 раза

Подготовительная группа 8-10 мин 8-10 ОРУ 8-10 раза

Рекомендации по проведению:

Музыкально-ритмическая форма проведения утренней гимнастики

Возраст Продолжительность УГ Содержание

Средняя группа 6-8 мин 1. Ходьба, бег, перестроения.

2. Ритмическая разминка.

3. Комплекс музыкально-ритмических

упражнений.

4. Упражнения дыхательной гимнастики.

Старшая группа 8-10 мин 1. Ходьба, бег, перестроения.

2. Ритмическая разминка.

3. Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

4. Музыкальные игры.

5. Упражнения дыхательной гимнастики.

Подготовительная группа 10-12 мин 1. Ходьба, бег, перестроения.

2. Ритмическая разминка.

3. Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

4. Музыкальные игры.

5. Упражнения дыхательной гимнастики.

Полоса препятствий как форма проведения утренней гимнастики

Возраст Продолжительность УГ Количество упражнений Количество повторений

Средняя группа 4-6 мин 3-4 ОВД 3-4 раза

Старшая группа 6-8 мин 4-6 ОВД 3-4 раза

Подготовительная группа 8-10 ми 6-8 ОВД 4-6 раза

Имитационно-образная форма проведения утренней гимнастики

Возраст Продолжительность УГ Содержание

Средняя группа 6-8 мин 1. Словесно-двигательная игра.

2. Игровая гимнастика (пластический этюд).

3. Танцевальная композиция.

4. Подвтжная игра.

Старшая группа 8-10 ми 1. Словесно-двигательная игра.

2. Игровая гимнастика (пластический этюд).

3. Танцевальная композиция.

4. Подвтжная игра.

Подготовительная группа 10-12 мин 1. Словесно-двигательная игра.

2. Игровая гимнастика (пластический этюд).

3. Танцевальная композиция.

4. Подвтжная игра.

Игровая форма проведения утренней гимнастики

Возраст Продолжительность УГ Количество подвижных игр Количество повторений

Средняя группа 6-8 мин 2-3

1-2 игры малой подвижности 2-3 раза

1-2 раза

Старшая группа 8-10 ми 2-4

1-2 игры малой подвижности 2-3 раза

2 раза

Подготовительная группа 10-15 мин 3-5

1-2 игры малой подвижности 2-3 раза

2 раза

Рекомендации для родителей по организации режима дня дома.

Описанная система может дать положительный результат и хотелось бы, чтобы родители воспитанников активно включились в совместную работу. Одна из самых больших проблем - нарушение режим дня. В результате ухудшается состояние здоровья детей, уровень самоорганизации и двигательного поведения.

Для решения этой проблемы можно провести разъяснительную работу в рамках специального проекта «Режим дня нашей семьи», «Наши выходные», последующая реализация которых в рамках совместной образовательной деятельности детей и родителей в рамках образовательной области «Физическое развитие» позволит повысить общий интерес к выполнению режимных моментов, сократить адаптационный период, увеличить двигательную активность дошкольников в течение дня, создать единые условия для развития физических качеств и двигательных способностей детей, двигательного воображения в условиях домашнего и общественного воспитания.

Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Горжусь тобой, Отечество (ГТО)»

Президент Владимир Путин предложил: воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития ребёнка.

вносить оценку уровня физической подготовки школьника в аттестат и учитывать её при поступлении в вузы.

Комплекс является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.

Цель и задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне (ГТО)»

Целью внедрения Комплекса является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Комплекс направлен на обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачи Комплекса:

1) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

2) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;

3) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;

4) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

5) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Структура и содержание Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне (ГТО)»

Комплекс состоит из 11 ступеней для различных возрастных групп населения:

I ступень: 1 - 2 классы (6 - 8 лет);

II ступень: 3 - 4 классы (9 - 10 лет);

III ступень: 5 - 6 классы (11 - 12 лет);

IV ступень: 7 - 9 классы (13 - 15 лет);

V ступень: 10 - 11 классы, среднее профессиональное образование

(16 - 17 лет);

VI ступень: 18 - 29 лет;

VII ступень: 30 - 39 лет;

VIII ступень: 40 - 49 лет;

IX ступень: 50 – 59 лет;

X ступень: 60 – 69 лет;

XI ступень: 70 лет и старше.

Комплекс состоит из следующих частей:

первая часть (нормативно-тестирующая) предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности населения на основании результатов выполнения установленных нормативов с последующим награждением знаками отличия Комплекса;

вторая часть (спортивная) направлена на привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом возрастных групп населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения массовых спортивных разрядов.

Нормативно-тестирующая часть Комплекса состоит из трех основных разделов:

1) виды испытаний (тесты) и нормативные требования;

2) оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;

3) рекомендации к недельному двигательному режиму.

Виды испытаний (тесты) и нормативные требования включают:

виды испытаний (тесты, позволяющие определить развитие физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков граждан;

нормативы, позволяющие оценить уровень развития физических качеств в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека, представленные в государственных требованиях к физической подготовленности населения Российской Федерации.

Виды испытаний (тесты, входящие в Комплекс, подразделяются на обязательные и по выбору.

Обязательные испытания (тесты) в соответствии со ступенями:

испытания (тесты) на развитие быстроты;

испытания (тесты) на определение развития скоростных возможностей;

испытания (тесты) на определение развития выносливости;

испытания (тесты) на определение скоростно-силовых возможностей;

испытания (тесты) на определение развития силы и силовой выносливости;

испытания (тесты) на развитие гибкости.

Испытания (тесты) по выбору в соответствии со ступенями:

испытания (тесты) на развитие координационных способностей;

испытания (тесты) на овладение прикладным навыком.

Виды испытаний (тесты, входящие в Комплекс, выполняются в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению видов испытаний (тестов, входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. Испытания (тесты) на силу, быстроту, выносливость и гибкость являются обязательными для получения знаков отличия Комплекса. Выполнение видов испытаний (тестов, направленных на овладение прикладными навыками и развитие координационных способностей, осуществляется по выбору.

Организация проведения испытаний (тестов, входящих в Комплекс, осуществляется в соответствии с методическими рекомендациям.

Виды испытаний (тесты) и нормативы Комплекса, государственные требования к ним, требования к оценке знаний и умений, а также порядок организации и проведения тестирования всех групп населения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта включает проверку знаний и умений по следующим разделам:

влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности;

гигиена занятий физической культурой;

основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта;

основы методики самостоятельных занятий;

основы истории развития физической культуры и спорта;

овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Рекомендации к недельному двигательному режиму предусматривают минимальный объем различных видов двигательной активности, необходимый для развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и норм Комплекса. Раздел разработан в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к условиям организации обучения в образовательных организациях и процессу трудовой деятельности.

Спортивная часть Комплекса включает разрядные требования для многоборий, состоящих из видов испытаний (тестов, входящих в Комплекс.

Нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных разрядов и спортивных званий по видам многоборий Комплекса, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.

В итоге, при помощи данной системы комплексного и целенаправленного применения средств физической культуры возможна положительная динамика в антропометрических, функциональных показателях и уровня развития физических качеств у воспитанников детского сада. Можно прийти к выводу, что современные инновации дадут свои положительные плоды.

Публикации по теме:

«Инновационные подходы к разработке различных форм физического воспитания в условиях предметно-развивающей среды». При подготовке ребенка к школе важным является воспитание у него потребности в знаниях, которые проявляются в познавательном интересе. Основой.

Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС Система физического воспитания в дошкольных организациях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Инновационные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания в условиях ДОО В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в вопросах охраны здоровья населения.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Консультация для воспитателей «Обучение девочек и мальчиков в современном детском саду» В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной.

Сообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитиюСообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Сообщение для педагогов Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Речь одна из центральных, важнейших.

Сообщение для педсовета «Развивающая речевая среда в детском саду» Хорошая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире.

Содержание и организация активного отдыха в детском саду Организационными формами работы по физической культуре в детском саду являются: 1) учебная работа; 2) физкультурно-оздоровительная работа.

Совет родителей в современном детском саду Более двух лет образовательные организации работают по новому Федеральному закону, закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение к педсовету «Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 16:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение к педсовету «Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зайцева (УИ 166941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД