Получи документы

Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Детский сад
Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Система физического воспитания в дошкольных организациях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Одновременно она является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание.

Публикация «Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами - инструкторами по физическому воспитанию.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованная образовательная деятельность (как в детских садах, так и семье, свободная двигательная деятельность во время режимных моментов улучшают состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем дошкольников, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ, повышают устойчивость детей к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи.

1. Оздоровительные задачи Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания.

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов (укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции и т. д.)

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

1. Образовательные задачи Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Воспитательные задачи

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

В системе физического воспитания оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи взаимосвязаны и поэтому должны решаться обязательно в комплексе.

В соответствии с рекомендациями Государственного совета РФ "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян" от 30. 01.2002г. должны быть приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование двигательной культуры.

Стандартизация ДО предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка. ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог, учредитель). Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. В связи с этим образовательная работа по «Физическому развитию» должна строиться с учетом потребности детей и заказов родителей.

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, выполнением основных движений; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, физическое воспитание детей должно быть приоритетным не только в отдельно взятой образовательной организации, но являясь частью общегосударственной системы, быть основополагающим в развитии подрастающего поколения на всех этапах образования, начиная с дошкольного.

Необходимыми условиями совершенствования системы физического воспитания являются :

• улучшение материально-технической базы образовательных организаций : создание развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию, отвечающей современным требованиям (ТБ, СанПиН).

• создание условий для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования

совершенствование профессиональной компетентности педагогов через изучение инновационных подходов по физической культуре, направленных на развитие личностной сферы дошкольников.

• повышение качества работы по физическому направлению и оздоровлению путем создания условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка-дошкольника через взаимодействие дошкольных учреждений с социальными партнерами (семья, больница, ФОК и другие институты города)

• формирование банка методических материалов педагогического опыта деятельности инструкторов по физической культуре, способствующего эффективной реализации направления физического развития дошкольников на современном этапе.

• внедрение инновационных проектов в систему физического воспитания и финансирование инновационной деятельности.

• внедрение информационных компьютерных технологий в систему физического воспитания детей

• осуществление преемственности детского сада и школы по физическому направлению в контексте ФГОС.

совершенствование системы дополнительного образования дошкольников в образовательных организациях

• соблюдение принципа интеграции образовательных областей при проектировании воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию в дошкольном учреждении (Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте). Важно помнить, что физическая культура – не только средство развития физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка в условиях дошкольного учреждения принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Их умение методически правильно организовать и провести образовательную деятельность, проявить нестандартный подход к выбору форм и средств являются важными компонентами развития интереса к образовательной деятельности, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

С целью эффективной организации воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию следует учитывать следующие принципы:

1) использовать в образовательной деятельности (ООД и режимные моменты) формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (не допускать искусственного ускорения и искусственного замедления развития детей)

2) строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка

3) предоставить детям возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

4) создать необходимые условия для физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

5) оказывать необходимую поддержку родителям (законным представителям)

Подводя итог вышесказанному, расскажу о реализации системы физического воспитания в нашем учреждении для детей раннего возраста:

Дети раннего возраста наиболее подвержены разным заболеваниям, особенно в период адаптации. Но именно в возрасте до трёх лет детям необходимы движения, так как в это время формируются все основные системы и функции организма. Необходимость создания целостной системы физического воспитания в раннем возрасте обусловлена ещё и тем, что современные условия жизни способствуют снижению двигательной активности детей, снижению иммунитета, обострению заболеваний. В нашем учреждении сделаны следующие шаги по совершенствованию системы физического воспитания :

1) улучшение материально-технической базы: закуплено современное игровое и спортивное оборудование в групповые комнаты и на прогулочные участки (соответствует ФГОС, ТБ, СанПиН)

2) с целью профессионального роста педагогов в учреждении проходят мастер-классы, консультации, педчасы, дни здоровья. Ежегодно педагоги проходят КПК, аттестацию.

3) для детей планируются физкультурно-оздоровительные мероприятия (проходят ежедневно, ООД, спортивные праздники и развлечения, дни и недели здоровья. Большая работа проходит в ЛОП. При этом педагоги показывают своё мастерство, внедряя новые формы и методы работы с малышами раннего возраста. Распространён в работе педагогов метод проектов. Например, проект «Здоровый малыш» (физкультурно-оздоровительная работа) вылился в авторскую книгу «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста».

4) Наше учреждение сотрудничает с центральной больницей, специалисты которой проводили медосмотры детей, а также консультировали родителей по интересующим их вопросам.

5) В нашем детском саду осуществляется и дополнительное образование – педагоги 1 младшей группы вели кружок «Крепыш» (физическое воспитание)

6) Широко ведётся работа с родителями по физическому воспитанию детей : для них также педагоги готовят разные формы сотрудничества: мастер-классы, спортивные праздники с участием родителей, видео-фильмы из жизни детей и т. д.

7) В условиях стандартизации возникла необходимость использования ИКТ воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели, инструктор по физической культуре в нашем учреждении применяют в работе с педагогами и родителями презентации, видеофильмы; ведётся работа на сайте

8) Педагоги повышают своё мастерство и распространяют опыт через СМИ (статьи в газетах, профессиональные конкурсы)

Конечно, в процессе реализации не всё так гладко, возникают трудности: требуется оснащение методического кабинета литературой по физическому воспитанию (в соответствии с ФГОС, компьютерной техникой (для совершенствования работы педагогов); отсутствует спортивный зал, а соответственно, невозможно приобрести стационарное спортивное оборудование (шведская стенка и пр., ограничена возможность формирования электронного банка методических материалов педагогического опыта деятельности инструкторов по физической культуре (из-за отсутствия дополнительного компьютера). Однако эти трудности не мешают работе педагогов, а только подстёгивают их к поиску новых решений в реализации системы физического воспитания. Чего и вам желаем! Успехов, творческих задумок, здоровых детей, понимающих родителей!

Публикации по теме:

Взаимодействие педагога и семьи в условиях реализации ФГОС до Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Взаимодействие с семьями воспитанников группы в условиях реализации ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников группы в условиях реализации ФГОС ДО» В соответствии с Федеральным государственным образовательным.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Изучаем «ЕСЕRS-Шкалы» для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях Уважаемые коллеги! На сегодняшний момент вряд ли найдется воспитатель или педагог ДОО, которому неизвестно, что с начала 2016 года предполагается,.

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС Введение ФГОС ДО дает все основания для решительного изменения педагогической практики: на смену привычным формализованным занятиям приходит.

Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС» Модуль «Современные подходы к реализации содержания образовательных областей в логике ФГОС ДО» Комплексный подход в реализации задач речевого.

Опыт работы с родителями в условиях сложившейся системы духовно — нравственного воспитания на базе ДОУ Работа с родителями в процессе духовно-нравственного просвещения учащихся: опыт, проблемы, перспективы. Опыт работы с родителями в условиях.

Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС «Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС» Главным условием внедрения ФГОС ДО, является наличие профессионально подготовленных.

Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Тема: «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС». ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 24 марта 2016 в 15:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД