Зыбина Ольга
Сообщение на семинар «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: особенности проявления, причины и диагностика»
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью хоть и является одним из распространенных психоневрологических расстройств у детей не включен в перечень нарушений, требующих создания специальных образовательных условий.
Тем не менее мы посчитали необходимым осветить и эту проблему на наших семинарах в силу ее актуальности.
Публикация «Сообщение на семинар „Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: особенности проявления, причины и диагностика“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Диагностика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Семинар, практикум
- Темочки
Почти каждый педагог может сказать, что в его группе есть дети, имеющие ярко выраженные трудности с концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью, повышенной активностью и возбудимостью, быстрой истощаемостью. У некоторых детей в медицинской карте мы можем увидеть уже поставленный врачом–неврологом диагноз – гипердинамический синдром или СДВГ. У некоторых детей мы его можем предполагать в связи с особенностями его поведения, умственным развитием, эмоциональной и личностной сферой.
На сегодняшнем семинаре я представлю вам основные сведения об этом заболевании: расскажу о его причинах, особенностях проявления и диагностике.
История проблемы.
Изучение проблемы гиперактивности детей волновали врачей и педагогов с середины 19 века. В 1845 году немецкий врач Генрих Хофман описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Филипп».
В 1902 году английский врач Джордж Стилл описал 43 случая нарушения внимания, импульсивного и гиперактивного поведения у детей и одним из первых связал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как повсеместно предполагалось в те времена. В дальнейшем, идея именно биологической причины данного нарушения стала основной.
С середины 20 века проявления гипердинамического синдрома стали связывать с последствиями ранних органических поражений головного мозга.
1938 году Левин, обследовав около 300 детей пришел к выводу, что тяжелые формы двигательного беспокойства обусловлены органическим поражением мозга, а более легкие – нарушением взаимоотношения с родителями. Левин предположил, что в основе нарушений функций мозга является поражение лобных долей.
В 1947 г. A. Страусс выдвинул концепцию минимального повреждения мозга, согласно которой гиперактивность у детей напоминает последствия черепно-мозговой травмы у взрослых. В англо-американской литературе появляется термин «минимальная мозговая дисфункция». К этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный уровень интеллекта и легкие неврологические нарушения, которые не обнаруживаются при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.
Термин СДВГ появился в 1980 году, в DSM 1, а в 10-м пересмотре Международной классификации болезней (МКБ-10) данное заболевание рассматривается в рубрике F.90 (гиперкинетические расстройства) как «нарушение активности и внимания».
Распространённость заболевания.
СДВГ представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей. Исследования, проведенные в России, показывают, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6% детей.
СДВГ в 3-4 раза чаще встречается у лиц мужского пола.
Относительное преобладание этого заболевания среди мальчиков объясняют рядом причин:
- влиянием генетических факторов;
- более высокой уязвимостью плодов мужского пола по отношению к различным воздействиям;
- большей степенью специализации больших полушарий мозга у мальчиков по сравнению с девочками, что обусловливает меньший резерв компенсаторных возможностей функций при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность.
Кроме этого, у мальчиков СДВГ регистрируют чаще по причине их агрессивности, а невнимательность у девочек гораздо реже сопровождается деструктивным поведением.
Причины заболевания.
В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение центральной нервной системы, которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны ЦНС, нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине СДВГ.
Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего - внутрисемейные, которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.
Причины
Генетические.
- нарушения в работе генов, регулирующих обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина;
- нарушения процессов синаптической передачи, которые влекут за собой разобщение, перерыв связей между лобными долями и подкорковыми образованиями;
Органическое повреждение головного мозга.
- возраст матери, питание во время беременности;
- наличие вредных привычек у матери;
- токсикозы, угрозы прерывания беременности;
- хроническая внутриутробная гипоксия плода;
- гипоскическая энцефалопатия новорожденных;
- дети, родившиеся с низкой массой тела, недоношенные;
- материнская тревожность (влияние гомонов стресса на мозг плода в ранние сроки беременности);
- перенесенные инфекции и интоксикации.
Нейропсихологические.
- нарушение (незрелость) функций лобных долей головного мозга, прежде всего - префронтальной области, недостаточной сформированности управляющих функций.
Психосоциальные.
Эти причины сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации. - неподготовленность родителей к семейной жизни;
- нарушенный стиль внутрисемейного воспитания;
- частые конфликты;
- несдержанность и нетерпимость в общении с ребенком, нарушенное взаимодействие;
- использование в отношении ребенка физических методов наказания;
- низкий материальный уровень семьи;
- стесненные условия проживания;
- злоупотребление алкоголем членами семьи;
- несбалансированное питание (недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов, особенно в утренние часы, недостаточность в пище витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК, макро- и микроэлементов);
- неблагоприятные факторы внешней среды (загрязнение окружающей среды промышленными выбросами и выхлопными газами автотранспорта - свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, никель могут вызывать когнитивные и поведенческие нарушения у детей).
Педагоги могут оказать неоценимую помощь специалистам и врачам в диагностике данного заболевания.
Медицинская диагностика СДВГ основывается на международных критериях, включающих перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства.
Обязательными характеристиками СДВГ являются:
• продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес;
• постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
• выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;
• исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.
В зависимости от преобладающих симптомов разграничиваются следующие формы СДВГ:
• сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов;
• СДВГ с преимущественными нарушениями внимания;
• СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Для постановки диагноза по МКБ-10 должны быть подтверждены все три группы симптомов, в том числе не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 - гиперактивности, хотя бы 1 - импульсивности.
Характерные симптомы СДВГ
- Нарушения внимания
1. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
2. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
3. Не слушает обращенную к нему речь.
4. Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
5. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
6. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет свои вещи.
8. Легко отвлекается.
9. Проявляет забывчивость.
2а. Гиперактивность
1. Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
2. Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
3. Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
4. Не может тихо, спокойно играть.
5. Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
2б. Импульсивность
1. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
2. Не может дожидаться своей очереди.
3. Мешает другим людям, перебивает их.
4. Болтлив, несдержан в речи.
В детском возрасте довольно часто встречаются состояния-«имитаторы» СДВГ: у 15-20% детей периодически наблюдаются внешне сходные с СДВГ формы поведения. В связи с этим СДВГ необходимо разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся как по причинам, так и методам коррекции. К их числу относятся:
• индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;
• тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;
• последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;
• астенический синдром при соматических заболеваниях;
• специфические расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
• эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет);
• сенсоневральная тугоухость;
• эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противо-эпилептической терапии);
• наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видемана, ломкой Х-хромосомы;
• психические расстройства: аутизм, аффективные расстройства (настроения, умственная отсталость, шизофрения.
Кроме того, диагностика СДВГ должна строиться с учетом своеобразной возрастной динамики этого состояния. Симптомы СДВГ имеют свои особенности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Дошкольный возраст.
В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может сопровождаться «бесстрашием», в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
Итак, сегодня мы подробно рассмотрели причины, признаки и особенности данного заболевания. На следующей встрече мы поговорим о методах лечения и коррекции, о принципах взаимодействия с гиперактивным ребенком, о приемах, которые вы сможете использовать своей практической работе.