Папки-передвижки

Развитие связной монологической речи посредством введения в образовательную деятельность с детьми методов и приемов ТРИЗ

Наталия Киселёва
Развитие связной монологической речи посредством введения в образовательную деятельность с детьми методов и приемов ТРИЗ

Сообщение на тему:

«Развитие связной, монологической речи

посредством введения в образовательную деятельность

с детьми методов и приемов ТРИЗ».

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель

Киселева Н. А.

Публикация «Развитие связной монологической речи посредством введения в образовательную деятельность с детьми методов и приемов ТРИЗ» размещена в разделах

Мой педагогический опыт указывает на проблемы современных дошкольников в развитии связной, монологической речи : у детей небольшой опыт рассказывания текстов, недостаточный активный словарь, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа, общение носит формальный характер, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребёнка, что препятствует успешному развитию диалогической речи. В связи с этим, для развития связной, монологической речи я использую методы и приёмы ТРИЗ (Теория Решения Изобретательных Задач) (Г. С. Альтшуллер)

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет мне воспитывать и обучать человека творческого и творящего,владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач.

Стараюсь,чтобы на моих занятиях по ТРИЗУ детям было : интересно, таинственно, доброжелательно, понятно, лично полезно сейчас и потом, весело, эмоционально, должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и его самостоятельности.

Не допускаю страшилок, грубости.

Стремлюсь к созданию атмосферы свободной беседы, не давлю авторитетом,не перебиваю детей. Чаще восхищаюсь их ответами. На занятиях создаю раскованную обстановку равноправных людей и повышаю активность детей. Ведь известно, что активные дети выносят из занятий больше, чем пассивные.

Я применяю приёмы ТРИЗ для развития связной монологической речи поэтапно. Предлагая детям творческие задания, я учитываю следующие дидактические принципы:

-Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребенку право выбора.

-Принцип открытости. Предоставляю ребенку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения. В условие творческого задания закладываю разные варианты решения.

-Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

-Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Для решения тризовских задач я выделяю следующие этапы.

Формирую у детей умения находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом? И др.)

Формирую умение фантазировать, изобретать. (Например, придумай новый необычный транспорт).

Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки, истории с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например,вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Я составила картотеку игр и тренингов для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же изготовила необходимые пособия. А именно: пособие «Круги Луллия:с его помощью уточняю знания детей в различных предметных областях; развиваю вариативность воображаемых образов.

Пособие «Гусеничка» : использую для упражнения в классификации объектов по признакам, закрепляю умения составлять описательные рассказы, составлять загадки.

Пособие «Вертолина» - поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручиваю стрелку и нахожу определённую область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области.

Пособие «Часы» : использую на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок,

Все эти пособия использую по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.

Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников.

Для развития связной, монологической речи детей я использую игры с элементами ТРИЗ.

Например, «Что было бы, если…» или «Фантастические гипотезы». Дети учатся представлять последствия событий, называют как можно больше причин для возникновения ситуаций.

Например,что было бы, еслив городе исчез бы весь транспорт.

Дети: Люди не успевали бы на работу, придумали бы новое средство передвижения, воздух был бы чистым.

Использую игру «Угадай предмет или героя по ответам и вопросам», она помогает систематизировать знания, учат отгадывать задуманный ведущим предмет с помощью вопросов, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ».Способность совместно сочинять сказки, придумывать сюжеты лежит в основе развития воображений.

Дети моей группы очень любят сочинять небольшие сказки, истории. Садимся обычно на ковер, я начинаю, дети продолжают. Каждый участник такого «кружка» может придумать, сколько захочет: одно-два предложения или целый самостоятельный отрывок.

Использую игру «Хорошо-плохо».

Н. Что плохого в транспорте?

На нем сталкиваются, выпускает вредный газ.

Что хорошего в транспорте?

На нем можно ездить, перевозить грузы.

Все эти игры учат детей размышлять, развивают воображение, фантазию, творческое мышление.

В процессе наблюдения я отметила, что у детей появилась инициатива к речевому высказыванию, структура предложений старших дошкольников стала более сложной, предложения стали распространеннее за счет описательных прилагательных, синонимов, наречий. Следует отметить, что при составлении творческих рассказов появилось многообразие сюжетов. На занятиях по развитию речи воспитанники стали приводить более подробное словесное описание картин, предметов и явлений.

Таким образом, использование мною в образовательном процессе методов и приемов ТРИЗ позволило мне не только успешно сформировать навыки монологической речи, но и способствовало развитию творческому воображению, что в целом благоприятно влияет на подготовку старших дошкольников к обучению в школе.

Публикации по теме:

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных методов и приемов Актуальность В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в наших детях.

Проект «Развитие связной монологической речи детей в игровой деятельности» Актуальность проекта: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические.

Инновационные технологии с детьми с ТНР по развитию связной монологической речи посредством сказкотерапии «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский. Дошкольники с ОНР испытывают.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Консультация для педагогов «Условия использования приемов ТРИЗ технологии в процессе формирования связной речи у детей» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Программа «Развитие связной монологической речи у детей посредством составления описательного рассказа» Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. Задачи: - проанализировать научную.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Развитие связной речи посредством театрализации Актуальность темы: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно.

Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ Статья "Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредствам ТРИЗ" В современном дошкольном образовании.

Развитие речи — рассуждения у детей дошкольного возраста посредством методов поискового содержания ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Цель опыта: Развивать речь – рассуждение ребёнка посредством методов поискового содержания. Задачи: 1. Развивать речь-рассуждение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной монологической речи посредством введения в образовательную деятельность с детьми методов и приемов ТРИЗ
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 11:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД