Галина Яровикова
Современное видение перспектив после внедрения ФГОС в учебном году
▼ Скачать + Заказать документы
Введение нового ФГОС с 1 сентября 2022 года обновит действующие стандарты. Новые образовательные стандарты являются вызовом времени, так как идет активное развитие всех социальных институтов, а значит не должно отставать и образование. Изменения всех областей протекают стремительно и образованию необходимо двигаться в опережающем графике. Изменения ФГОС обсуждали с профессиональным и родительским сообществом. Основа ФГОС – общественный договор, то есть такие взаимоотношения личности, семьи, общества и государства, которые наиболее полно реализуют права человека и гражданина. Такие взаимоотношения базируются на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в процессе формирования и реализации политики в области образования, что предполагает принятие сторонами различных взаимных обязательств. Стандартами должно обеспечиваться развитие системы образования при изменяющихся запросах личности и семьи, ожиданиях общества и требованиях государства в области образования.
Публикация «Современное видение перспектив после внедрения ФГОС в учебном году» размещена в разделах
Основа нового стандарта – системно-деятельностный подход. Также будет введен новый термин «функциональная грамотность» во ФГОС. Она включена в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС определяет функциональную грамотность в качестве способности решать учебную задачу и ту или иную жизненную ситуацию на основании сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. То есть, ученики должны понять, каким образом изучаемые предметы помогут им найти профессию и место в жизни.
Ключевым отличием новых ФГОС является конкретизация. Каждое требование раскрывается и четко формулируется. Вариативность выражается в том, что школам предоставляется возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов и программ, предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Главный фактор ФГОС в образовании – планируемый результат. Результаты могут быть предметными, метапредметными и личностными. Большое внимание уделяется государством личностным результатам, так как именно они более полно соответствуют предъявляемым со стороны государства и общества требованиям к образованию на данном историческом этапе. Ключевая фигура образовательного процесса – учащийся. В процессе обучения ему необходимо приобрести пять ключевых компетентностей:
- образовательную;
- коммуникативную;
- информационную;
- социальную;
- толерантную.
Процесс овладения компетентностями основан на формировании УУД. Новый ФГОС акцентирует внимание на тесной взаимосвязи и единстве учебной и воспитательной деятельности в рамках достижения личностных результатов освоения программы. Уточняются направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание, а также ценность научного познания. При этом каждый пункт конкретизируется и четко определяется, что же в него входит.
Например, «гражданский» блок направлен на развитие неприятия любой формы экстремизма, дискриминации, но объяснить роль разных социальных институтов в жизни и привить готовность участвовать в гуманитарной деятельности.
Отрицательные стороны ФГОС, на мой взгляд, обусловлены несколькими причинами: не все школы технически готовы реализовывать ФГОС, основная работа, направленная на внедрение новых стандартов лежит на учителе, а учителя и так перегружены большим количеством документации, которая зачастую дублируется в печатном и электронном виде, все это вызывает дефицит времени у учителя для качественной подготовки к современному уроку. Нужно полностью перестраивать рабочий процесс, разбирать все технологии и методики, изменять структуру урока, учиться новым методам оценивания знаний, умений и способностей учащихся.
На мой взгляд, современная система образования должна представлять собой важнейший конкурентоспособный институт социализации нового поколения, путеводную звезду достижения средствами образования идеалов социальной справедливости и солидарности граждан, экономического благополучия, порядка и процветания России.