Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»

Кира Мартынова
Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»

Тема:

«Ритмопластика как инновационный

метод работы с детьми в рамках

музыкально-образовательных технологий»

Идея опыта: В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Использование средств ритмопластической гимнастики положительно сказывается на совершенствовании «школы» движений - ритмичности, пластичности, музыкальности и двигательных качеств

Цель: Развитие художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления; расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.

Задачи: Формировать активность, сознательность, самостоятельность, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Способствовать раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Условия возникновения опыта

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников.

Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, что 77 % родителей, как никогда раньше, главной задачей считают "научить ребенка красиво двигаться».

Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.

Наличие теоретической базы

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.

Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Профессор И. П. Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче.

Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне.

Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.

Актуальность и перспективность опыта

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Ритмопластика - это сочетание лечебной физкультуры и хореографии.

Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.

Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Ритмопластика способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

В процессе освоения ритмического рисунка, воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания.

Своеобразие и новизна опыта

Разработанный инновационный проект «Движение и дети»

позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по развитию танцевальных движений как одного из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

В работе:

- показано, что ритмическое развитие детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной музыкальной деятельности;

- обоснована необходимость в приобщении ребенка к танцевальному искусству на ранних этапах дошкольного детства как основы для гармоничного развития;

Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: целенаправленности, целостности и непрерывности, гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения и принцип художественно-развивающего воздействия.

Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами воспитательно-развивающей работы

Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса обеспечивает единство социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребенка.

Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении музыкального руководителя и детей, предполагающий ориентацию на личность ребенка.

Принцип демократизации предполагает совместное участие музыкального руководителя, воспитателей и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.

Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и развития, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип художественно-развивающего воздействия. Он предполагает использование музыкально-образовательных технологий, направленных на решение задач художественно-эстетического развития детей и одновременно на развитие пластической культуры.

Адресная направленность

Опытом работы могут воспользоваться в практике музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений.

Результативность опыта

Системная организация работы по реализации проекта привела к достижению максимально-возможных результатов:

- у детей отмечается развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве, координировать музыку и движение, проявление творческих способностей;

- сформированы лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально- ритмической деятельности;

- появился интерес к танцу, ритмопластике;

- обогащение дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке различных жанров;

- проявление индивидуальности, нравственно-коммуникативных качеств.

Опыт работы представлен проектом «Движение и дети», конспектами непосредственной образовательной деятельности, викториной «В мире ритма», методическими разработками, концертной программой при открытии нового детского сада, развлечениями; консультациями родителям и воспитателям, данными внутреннего мониторинга.

Публикации по теме:

Самоанализ деятельности музыкального руководителя Платон:«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему.

Анализ работы музыкального руководителя АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Первой квалификационной категории Агибаловой Татьяны Владимировны МАДОУ 10 детского сада за 2014-2015.

Годовой отчёт музыкального руководителя в ДОУ За период с 1.09.2015 г. - 31.05.2016 г. Муз. руководителем ДОУ №9 г Буйнакска Рашидовой Кариной была проделана следующая работа: I. Регулярно.

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя в ДОУ Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель.

Эссе музыкального руководителя Есть на земле одна страна, Зовётся музыкой она. Созвучья в ней живут и звуки, Но чьи их открывают руки? Кто заставляет мир звучать, Когда.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность.

Портфолио музыкального руководителя Портфолио музыкального руководителя МБДОУ детского сада «Теремок» Солдуп Анай-Хаак Алексеевны. Слайд2. Я, Солдуп Анай-Хаак Алексеевна Музыкальный.

Работа с социумом музыкального руководителя Работа с социумом Музыкального руководителя. Модель социального партнёрства ДОУ предполагает несколько направлений взаимодействия, в том.

Советы родителям от музыкального руководителя Советы родителям от музыкального руководителя. 1. Слушайте дома музыку. Чтение книг в сопровождении спокойной музыки положительно влияет.

Эссе музыкального руководителя «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека». В. Сухомлинский Первые впечатления от искусства.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»
Опубликовано: 1 июня 2016 в 00:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия посуда!...
Программа пришкольного лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут...
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»
Тема: «Ударение » Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям...
Интегрированное занятие для детей с ТНР в сенсорной комнате «В поисках клада»
Конспект открытого интегрированного занятия в сенсорной комнате с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ТНР Тема: «В...
Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией...
Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие предметы;...