Получи документы

Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности

СВЕТЛАНА СИЛЬВЕСТРОВА
Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности

Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности

Сильвестрова С. В. ,

воспитатель БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии

Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Российская модель современного образования базируется на позициях Л. С. Выготского, который рассматривал личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития как нормативно развивающего ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Работа в данном направлении начинается уже в дошкольных учреждениях. Особенно сензитивен период раннего возраста с 1 года до 3 лет.

Социализация детей раннего возраста включает в себя не только овладение ребенком определенными навыками (еда, туалет и т. д., но и развитие межперсонального поведения, эмоциональных связей, общения в малых и больших группах людей окружающих ребенка, который протекает в игре.

Многими отечественными учеными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, К. Д. Ушинским и А. С. Макаренко отмечается особую значимость игровой деятельности в социализации детей раннего и дошкольного возраста. Именно в игре осуществляется процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально- культурного опыта, проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоцио-нальность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т. д.

Кроме того, игра служит средством развития и самореализации детей с ОВЗ, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в социальные отношения происходит через решение следующих задач:

1) развитие игровой деятельности;

2)приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

3) формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

Игра является слагаемым нескольких компонентов: это деятельность, в ходе которой развивается психика ребенка; особое отношение личности к окружающему миру; особое содержание усвоения; социально-педагогическая форма организации детской жизни; социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность.

Игровая деятельность, как подмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть., знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы- заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.)

Именно поэтому возникает необходимость правильно руководить игрой ребенка с ОВЗ. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка с ОВЗ будет проходить с различными затруднениями.

Каждый вид игр (дидактические, подвижные, сюжетные) имеет свои осо-бенности в методике проведения. При этом педагогам необходимо соблюдать определенные педагогические условия: владение системой знаний об игре; методически правильно руководство игрой; правильно подбор игрушек с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.

Грамотно руководить игрой можно, только установив тесный, эмоциональный контакт с ребенком, искренне заинтересовавшись его деятельностью. Воспитатели и родители не должны излишне настойчиво направлять игры ребенка, это может привести к развитию его несамостоятельности. Руководство игрой должно осуществляться ненавязчиво. С другой стороны, нельзя предоставлять ребенка с ОВЗ самому себе. Надо научить его проявлять творческую фантазию. Регулярное проведение сов-местных игр обогатит воспитанников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития.

Мы выделяем ряд игр, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ раннего возраста:

1) сюжетные игры («Больница», «Магазин» и т. д., которые являются формой моделирования ребенком социальных отношений;

2) театрализованные игры («Репка», «Колобок» и т. д.) – одно из эффективных средств социализации воспитанников, в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувств партнерства, способов позитивного взаимодействия;

3) подвижные игры («Мыши» и т. д.) выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, воображение, формируются социальные ка-чества;

4) дидактические игры («Позови ласково», «Новоселье куклы», «Назови свой цвет») способствуют социально-нравственному развитию : в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, сочувствовать и т. д.

Так как игру дошкольника невозможно представить себе без разного рода игрушек, воспитатели и родители должны обращать особое внимание на создание специального игрового пространства. Для этого в игровой комнате должны быть оформлены игровые зоны, имеющее театрализованные, дидактические и настольные игры.

Игрушка должна покупаться с учетом возраста ребенка, главное внимание следует обращать не на ее красочность или стоимость, а на педагогическую ценность. Кроме того, игрушка должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и развивать эстетический вкус ребенка. Следует избегать игрушек, которые могут нанести физический или моральный вред ребенку.

Таким образом, играя в игры, ребенок с ОВЗ получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развивает интеллектуальные качества и физические способности. Игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, и, следовательно, становится средством усвоения социального опыта.

Список используемой литературы.

1. Батяева Н. О подготовке к сюжетно – ролевой игре. // Дошкольное воспитание 1983. № 6. С. 12-14.

2. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М. 1966. С. 54-67.

3. Бондаренко А. Формирование социальной активности дошкольников по-средством дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 1987. № 3 С. 23-26.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада 2-е изд. М. Просвещение, 1991.

5. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Публикации по теме:

«Знакомство детей с предметным окружением посредством игровой деятельности» к семинару-практикуму с родителями .

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе посредством игровой деятельности .

Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников посредством игровой деятельности Выпускная работа на тему: «Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой.

Консультация для родителей «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Консультация для воспитателей ТЕМА: «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности» Подготовила:.

Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду»Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду» Отдел управления образованием Динской район БДОУ «Детский сад №29» Тема: «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Формирование речи детей посредством игровой деятельности во второй группе раннего развития» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Социализация детей с ОВЗ в среде сверстников посредством организации речевой гостиной «Говорушкины посиделки» Для современного общества проблема развития речи детей очень важна. Большое количество детей имеет речевые нарушения. При этом не просто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности
Опубликовано: 16 марта 2017 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД