Светлана Рожкова
Социализация и адаптация ребенка с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №777 имени Героя Советского Союза Е. М. Михайлова».
Тема: Социализация и адаптация ребенка с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников в ДОУ.
Выполнил: Ф. И. О. место работы
Воспитатель - Рожкова С. В.
ГБОУ школа №777 г. Москвы.
Москва 2017.
Публикация «Социализация и адаптация ребенка с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка необычен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему порой, закрыт?
Почему он так напуган? Смотрит вдаль и лишь молчит? Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать? И в огромном мире этом, полноценным человеком стать.
Наше общество, постепенно привыкает к правильному воспитанию подрастающего поколения и приучается к корректному отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ребенок с особенностями развития — прежде всего Ребенок. Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь. Ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном саду. Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательство и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы. Очень важно информировать общество о проблемах детского аутизма.
Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине сильно усложняет положение и его самого, и родителей.
При отсутствии современной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержке окружающих большинство таких детей в итоге признаются необучаемыми и не адаптируются социально.
В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум.
В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми, и каждый серьезный шаг на этом пути доставляет огромную радость и удовлетворение ему и его близким.
Актуальность темы: Придя на работу во вторую младшую группу, я обнаружила, что в группе есть ребенок, который не похож на других. Наблюдая за ребенком и подключив к работе психолога и логопеда, были отмечены особенности поведения, характерные для детей с РДА.
Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Особенности поведения таких детей: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, автоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.
В большинстве случаев родители не видят проблем у своих детей. Прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец просто серьезное, умное выражение лица – все это дает родителям надежду, что ребенок на самом деле «все может» и, по словам одной из мам, «его надо только немного подправить».
Когда его оставляют в покое, он доволен и спокоен, но чаще всего не выполняет обращенные к нему просьбы, не откликается даже на собственное имя, его сложно вовлечь в игру.
Тип странного, погруженного в себя человека, возможно, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, достаточно известен в человеческой культуре.
Яркими внешними проявлениями синдрома детского аутизма, обобщенными в клинических критериях, являются:
- аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом,, ,, интонацией. Трудности установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками.
- стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: тряске, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре.
- особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым данным даже в половине случаев это может проявляться как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи.
- раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 лет, что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка. Изучением данного синдрома, поиском возможностей коррекционной работы с аутичными детьми занималось множество специалистов различного профиля. Выяснялась распространенность синдрома, его место среди других расстройств, первые ранние проявления, их развитие с возрастом, уточнялись критерии диагностики. Многолетние исследования не только подтвердили точность выделения общих черт синдрома, но и внесли в описание его картины несколько важных уточнений.
Так, доктор Каннер считал, что детский аутизм связан с собой патологической нервной конституцией ребенка, в которой он не выделял отдельных признаков органического поражения нервной системы. Со временем развитие средств диагностики позволило выявить накопление такой симптоматики у детей с аутизмом; в трети случаев, которые описал сам Каннер, в подростковом возрасте наблюдались эпилептические приступы.
Современные исследователи подчеркивают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, и уточняют, что нарушения коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т. е. как при низких, так и при высоких его показателях. Установлено, что данный синдром встречается в 3-6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг этого «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации.
В результате в современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и эффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.
В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста.
Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.
Причины развития детского аутизма.
Поиски причин шли по нескольким направлениям. Доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий интеллектуальный уровень, рациональный подход к методам воспитания. Ответственность за нарушение развития «биологически полноценного» ребенка возлагалась на родителей, что было для них причиной тяжелых психических травм. Современные методы исследования выявили множественные признаки недостаточности центральной нервной системы у аутичных детей. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляются и нарушения биохимического обмена. Эти недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями.
Она может также оказаться результатом органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например, врожденной краснухи или туберозного склероза.
Порой аутизм можно спутать с некоторыми другими встречающимися у детей проблемами.
Во – первых, у почти каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту. Эти подозрения вызваны тем, что он, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не сосредоточивается с его помощью. Существуют аргументированные предложения ввести в основные клинические критерии синдрома детского аутизма аномальность реакции на сенсорные раздражители. Аномальность в данном случае – это не просто отсутствие реакции, а ее необычность: сенсорная ранимость и игнорирование стимула, парадоксальность ответа или «сверхочарованность» отдельными впечатлениями. Важно также помнить о характерном различии реакций на социальные и физические стимулы. Аутичный ребенок, наоборот, может игнорировать близкого человека и чутко откликаться на иные стимулы. В случаях детского аутизма, эти действия несут функцию аутостимуляции, компенсирующей недостаточность реального контакта с миром. Однако мы не можем говорить о детском аутизме, пока стереотипность в поведении не сочетается с трудностями в установлении эмоционального контакта с другими людьми, разумеется, на доступном ребенку уровне, с помощью доступных ему средств. Необходимо также отметить, что возможно действительное сочетание детского аутизма или, по крайней мере, аутистических тенденций с нарушениями зрения и слуха. Так бывает, например, при врожденной краснухе.
В подобных случаях стереотипность поведения соединятся со сложностями в общении даже на самом примитивном уровне. Сочетание аутизма и сенсорных нарушений особенно затрудняет коррекционную работу.
Во – вторых, часто возникает необходимость соотнести детский аутизм и умственную отсталость. Детский аутизм может быть связан с разными, в том числе очень низкими, количественными показателями умственного развития. По
крайней мере две трети детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании оцениваются как умственно отсталые. В случаях депривации у детей с глубокой умственной отсталостью возможно развитие специальных стереотипов аутостимуляции, например, раскачивания, как это бывает и в случае депривации у детей с сенсорными нарушениями. Поведение ребенка с невозможностью установления с ним эмоционального контакта на самом простом и, казалось бы, доступном ему уровне.
В – третьих, некоторых случаях необходимо отличать речевые трудности при детском аутизме от других нарушений речевого развития. Часто первые тревоги возникают у родителей аутичных детей именно в связи с необычностью их речи. Странная интонация, штампы, перестановка местоимений, эхолалии – все это проявляется так ярко, что проблем дифференциации с другими речевыми расстройствами, как правило, не возникает. Однако в некоторых, а именно самых тяжелых и самых легких, случаях детского аутизма трудности все же возможны. Глубоко аутичный ребенок не сосредоточивается на обращенной к нему речи, она не является инструментом организации его поведения. Понимает ли он то, что ему говорят, сказать трудно.
Опыт показывает, что даже если он и пытается сосредоточиться на инструкции, то не удерживает ее в сознании целиком.
С другой стороны, аутичный ребенок может иногда адекватно воспринимать и учитывать в поведении относительно сложную информацию, полученную из речевого сообщения, обращенного к другому человеку. Самым же главным идентифицирующим признаком является характерное для глубоко аутичного ребенка глобальное нарушение коммуникации: в отличие от ребенка с чисто речевыми трудностями, он не пытается выразить свои желания вокализацией, взглядом, мимикой или жестами.
В наиболее легких случаях детского аутизма, когда вместо полного отсутствия коммуникации наблюдаются лишь связанные с ней затруднения, возможны проявления самых разных речевых нарушений. При дифференциальной диагностике необходимо также учитывать более общие характеристики поведения. В попытках коммуникации аутичный ребенок будет проявлять сверхзастенчивость, заторможенность, повышенную чувствительность к взгляду другого человека, тону его разговора.
Он будет стремиться к общению в привычной и ритуализированной форме и теряться в новой обстановке.
В – четвертых, как для профессионалов, так и для родителей важно разграничивать детский аутизм и шизофрению. С их смешением связано множество не только профессиональных проблем, но и личных переживаний в семьях аутичных детей. В России же до недавнего времени между детским аутизмом и детской шизофренией в большинстве случаев просто ставился знак равенства, что тоже подтверждалось многочисленными клиническими исследованиями. При первом понимании связь с аутизмом действительно не прослеживается, при втором – детский аутизм и шизофрения могут пересекаться. Диагноз, при котором аутизм трактуется как психическое заболевание, воспринимается родителями, а зачастую и педагогами как жестокий приговор возможности успешного психического развития и социальной адаптации ребенка. При таком понимании под сомнение ставится результативность коррекционной работы, обучения и воспитания: «Стоит ли работать, на что можно надеяться, если движение болезненного процесса будет постоянно разрушать плоды наших усилий?» Наш опыт показывает, что тяжесть проблем ребенка, прогноз его развития не следует ставить в прямую зависимость от поставленного медицинского диагноза.
В трудный период ребенок ничего не теряет полностью. Он может временно перестать пользоваться усвоенными навыками, перейти на более низкий уровень адаптации, однако эмоциональный контакт, поддержка близких позволяют ему быстро восстановить достигнутый ранее уровень, а затем и двигаться дальше.
В -пятых, необходимо остановиться на различении синдрома детского аутизма и нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни, воспитания ребенка. Нарушения могут возникнуть, если еще в раннем возрасте ребенок лишен самой возможности установить эмоциональный контакт с близким человеком, т. е. в случаях так называемого детского госпитализма.
Принципиально здесь то, что ребенок с госпитализмом, попав в нормальные условия, может компенсироваться, по сравнению с аутичным, гораздо быстрее, поскольку у него отсутствуют препятствия для эмоционального развития. В случае же детского аутизма возможность коммуникации нарушена в целом, причем наиболее трудна для таких детей организация как раз необязательных игровых контактов со сверстниками.
Классификация детского аутизма.
Медицинские систематизации, основывающиеся в этиологию синдрома, разделение конфигураций био патологии, обусловливающей его формирование, представляют существенную значимость во процессе исследования соответственных раскладов ко предложению лекарственной поддержки таким ребятам. Психолого – педагогические задачи требовали других подходов, позволяющих специализировать, в зависимости от конкретного случая, стратегию и тактику коррекционной работы. В 1-ый проект во действии аутичных детей обозначивают, безусловно, красочные проявления болезненных конфигураций компенсаторной охраны.
Сам аутизм может проявляться в разных формах:
1. Как полная отрешенность от происходящего;
2. Как активное отвержение;
3. Как захваченность аутистическими
интересами и, наконец, просто;
4. Как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
Мы различаем четыре группы детей с совершенно разными типами поведения. Для того чтобы не дать ребенку лишится его достижений и помочь сделать шаг вперед, важно понять, каков уровень доступных ему отношений с миром. С этой целью рассмотрим перечисленные группы в их последовательности – от самых тяжелых к более легким.
Главные жалобы, с которыми обращается к профессионалам родители ребенка.
Дети первой группы, — это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка; поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения.
Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм б
более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего – развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже.
Детей третьей группы также легче всего отличить по внешнему проявлению, прежде всего – по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из -за отставания в речевом или интеллектуальном развитии. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет.
Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самых форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или отвержение, не как поглощенность какими – то особыми аутистическим интересами.
Практическая часть.
В ясельную группу пришел очень милый и добрый ребенок похожий на «Иванушку» из русских народных сказок. Адаптация проходила спокойно, но все равно ребенок отличался от других. В группу заходил спокойно без слез, но, когда в теплое время года встречали детей на улице были и истерики, и слезы, успокоить его можно только с помощью любимого стихотворения «Мишка косолапый», после прочтения которого, ребенок успокаивался.
Были типичные проблемы в освоении самых трудных режимных моментов дошкольного учреждения - во время дневного сна ребенок плохо засыпал и постоянно что-то пел или издавал какие-то непонятные звуки, закручивал волосы во время засыпания, во время еды пищу всегда нюхал и ел не все, были дни, когда мальчик отказывался от еды, в туалет самостоятельно не ходил и его необходимо было всегда сопровождать. Обычно ребенок проводит время в стороне от детей, не включается в общие игры.
В ходе проведения утренников в детском саду мальчик не участвовал в организованной деятельности детей, хаотично перемещался по музыкальному залу, хлопал в ладоши, щелкал пальцами, покачивал головой, издавал нечленораздельные звуки.
На занятия он всегда садился на стульчик, но не проявлял познавательного интереса, не воспринимал инструкцию педагога, мог в любой момент встать и перемещаться по группе.
К пяти годам у ребенка появился неудержимый интерес к цифрам, и он мог долго «считать» на калькуляторе, его интересовали все предметы, на которых были цифры, будь то линейка или календарь.
Индивидуально мог с большим удовольствием заниматься рисованием, аппликацией.
Украсим шапку и варежку пальчиковыми красками:
Однако, как выяснилось впоследствии, мальчик, находясь на дистанции, многое воспринимает и слышит. Например, дома он может станцевать танец, который все дети учили в саду, хотя все время просто сидел наблюдателем и не повторял движений. Такой малыш нуждается в особом внимании со стороны воспитателей: ему надо индивидуально говорить о том, что сейчас предстоит сделать (сесть за стол, сходить в туалет, одеться, и, взяв за руку, отвести туда, куда нужно и контролировать. Крайне важно, чтобы хватало терпения «не выдергивать» его из того занятия, за которым он предпочитает проводить время (складыванием пазлов, лепить пластилин, строить конструктор, а дать ему возможность довести начатое дело до конца и включить в работу.
Вывод: Аутизм у ребенка – это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекционных занятиях и поддержке родителей дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.
«Я не прошу, чтобы мой сын стал звездой вечеринки или звездой. Мне просто хочется, чтобы он был счастливым и у него были свои друзья. Он замечательный ребенок, и я надеюсь однажды и остальные тоже заметят».
Литература.
1. О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг «Аутичный ребенок» Изд. Теревинф г. Москва 2007
2. Веденина М. Ю. «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации», г. Москва, 1997.
3. Никольская О. С. «Психологическая коррекция раннего детского аутизма», Невралгия и психиатрия. 1980. № 10.
4. Ф. Аппе. «Введение в психологическую теорию аутизма». Изд. Теревинф, г. Москва, 2006.