МААМ-картинки

Консультация «Социализация в игре»

Гладкова
Консультация «Социализация в игре»

В современных условиях особенно актуальной является проблема социализации дошкольников. Это является основой для дальнейшего, успешного развития ребенка. Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Публикация «Консультация „Социализация в игре“» размещена в разделах

Социализация – это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптировать – приспособиться к нему. Социализация личности – процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы, под влиянием внешних факторов. На период от рождения до школы ребенок проходит три важных возрастных кризиса. Сложности и противоречия затрудняют процесс социализации. В дошкольном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; подготавливаются дальнейшие изменения ведущего вида деятельности, социальной группы, в которую при поступлении в школу войдет ребенок, меняется сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Значительной особенностью этого возраста является формирование самооценки. Ее содержание расширяется: дети начинают оценивать не только результаты своей деятельности, но и ее процесс; в сферу самооценки ребенка попадают его возможности и способности, а также качества личности.

1. Понятие о социализации

Социализация - процесс двусторонний, с одной стороны, включены процессы активного воспроизводства индивидами систем социальных связей за счет активной деятельности; а, с другой стороны, усвоение индивидами социального опыта, системы социальных связей при помощи вхождения в социальную среду. Важны для ребенка дошкольного возраста поддержка и поощрение его достижений родными и близкими. Но к сожалению, очень часто по ряду личных и социальных причин семья не часто оказывает нужного внимания ребенку, что приводит к проблемам в дальнейшем его развитии, формировании негативном представлении о себе, чувствам ненужности и не защищенности. Причинами этого может выступать как нежелание, так и незнание, неумение оказывать такую поддержку.

Социализация – непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Она распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определённых задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажён или заторможен.

В период дошкольного возраста выделяются следующие этапы социализации :

Младенчество (от рождения приблизительно до 3 лет). На этом этапе основной формой деятельности выступает общение. Этот этап является для исследователей достаточно спорным, так, одни из них считают, что социализации на данном этапе нет, то есть до ребенка ее воздействия не доходят, другие же предполагают обратное. В качестве основных агентов социализации здесь выделяют ближайшее окружение ребенка: мать, отца, ближайших родственников, то есть всех тех, с кем ребенок непосредственно соотносится в этот период жизни.

Детство (от трехлетнего возраста до отправления в школу, то есть до 6-7 лет). Рассмотрим это время более подробно. Отметим, что детство у детей появилось относительно недавно. Например, в средние века детей воспринимали просто как маленьких взрослых, поэтому детства в нашем понимании этого слова у детей не было. Взрослые и дети находились в одной социальной среде вместе, носили практически одинаковую одежду и даже их вид деятельности был схож.

Факторы влияющие на социализацию личности. Все факторы социализации можно условно разделить на три большие группы.

Микрофакторы. Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. В семье он начинает приобретать первый социальный опыт. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребности в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.

Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходит в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения. Все это и есть микросреда.

Мезофакторы. К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывают влияние климат, географическое расположение поселения, пища.

Макрофакторы. К этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Они определяют то, что показывает сходство между людьми как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др.

Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте.

Информативная функция проявляется в том, что знания несет в себе информацию о разных сторонах социальной действительности. Значение данной функции состоит в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире.

Эмоциогенная функция знаний проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет, в просьбах много раз повторять (чтение сказки или др.).

Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной функцией, она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность.

В процессе социализации усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребёнок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимании социализация — приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности. До 7 лет игра остаётся ведущей деятельностью детей, поэтому процесс социализации протекает в игре.

2. Игровая деятельность, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра - вид деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса, доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт, через непосредственное практическое участие.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Можно выделить три педагогические задачи, которые решаются через организованную игровой деятельности детей:

- закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

- приобретение ребенком опыта жизни среди детей и взрослых, владение нормами и правилами взаимодействия в деятельности;

- удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых.

С учетом названных выше задач все виды игровой деятельности ребенка можно объединить в две группы.

К первой группе относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомиться с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Вопрос о руководстве детскими играми является очень важным в социальном воспитании. Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций.

Ко второй группе можно отнести те виды игровой деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры "понарошку").

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли, игровое употребление предметов (замещение, отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.

Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры:

1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И. ;

2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции;

3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

2. Роль игры в развитии общения со сверстниками ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

3. Виды игр и их характеристика

На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.

Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например: врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).

Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Социально-коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться.

Большое внимание детской игре уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления игра рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие игры в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная стадия, анальная, фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в игре. В связи с этим в рамках данного подхода большое распространение получила игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми).

Заключение

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Литература

1. Баряева, Л. Б., Учим детей общаться: формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 144 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.

3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте» М. : Воспитание дошкольника, 2002.

4. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2004.

5. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803.

6. Обухова, Л. Ф., Возрастная психология: учебник для вузов по дисциплине "Возрастная физиология" : доп. М-вом образования РФ / Л. Ф. Обухова. - Москва: ЮРАЙТ, 2012. - 460 с.

Публикации по теме:

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря. «Рыбки в водоеме» (часть третья) Фотоотчет об игре «Сафари» - игре-испытании для вожатых летнего лагеря. "Рыбки в водоеме" (часть третья) Доброе время суток, уважаемые.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая) Игра "Сафари" - игра-испытание для вожатых. Фотоотчет (часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках» Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный.

Консультация «Воспитание интереса к игре в футбол»Консультация «Воспитание интереса к игре в футбол» 19 июня. Всемирный день детского футбола С раннего детства любимой игрой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки». Дидактическая игра «Футбол». Часть 4Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки». Дидактическая игра «Футбол». Часть 4 19 июня. Всемирный день детского футболаНастольная дидактическая игра «Футбол» изготовлена из бросового материала и материала для творчества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Социализация в игре»
Опубликовано: 13 февраля 2021 в 04:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД