Получи документы

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях

Ольга Никульшина
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Социально – коммуникативное развитие

детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях.

Слайд 1

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его социально-коммуникативном развитии. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки – это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Тем самым владение коммуникативными навыками создает внешние и внутренние условия для развития личности дошкольника, является основой его дальнейшего личностного и социального развития. Определенный уровень развития коммуникативных навыков способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать эмоции. Наблюдения за детьми показали, что барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться часто является неумение ребенка выражать свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмосферы в группах и формированию у детей чувства уверенности в своих силах.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие осуществляется во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т. д. Безусловно, музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.

Слайд 2

Для успешного развития коммуникативных способностей на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста я использую одну из современных здоровьесберегающих технологий – сказкотерапию. Мой опыт работы с дошкольниками подсказал, что дети лучше воспринимают дидактический материал, если он подается вместе со сказочными героями и сказками. Сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказка побуждает переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Она воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.

Слайд 3

Сказки в своей деятельности с детьми я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях. Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.

Слайд 4

В своей работе я использую следующие методы и приемы:

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой. Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку и песни, можно провести концерт – загадку. После прослушивания музыки дети охотно слушают сказку ещё раз.

Слайд 5

3. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр.

В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.) Играем в подвижные игры с участием сказочных героев. Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре или на фланелеграфе).

Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

Слайд 6

4. Танцевальные импровизации. Музыкально-двигательные этюды.

Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Музыкальный руководитель даёт детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.

Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально – двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Музыкально-двигательные этюды – это маленькие мини – спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений. Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.

Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.

Слайд 7

5. Ходьба с закрытыми глазами.

С помощью этого приёма можно решить две задачи:

- развитие координации движений;

- усиление сказочного впечатления.

Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это усиливает сказочный эффект. Кроме того, это даёт возможность музыкальному руководителю или воспитателю незаметно поменять положение или внешний облик.

Слайд 8

6.Использование здоровьесберегающих технологий

(пальчиковые игры, игровой массаж)

Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Их можно объединять в небольшие сказки по одной или разным темам.

Слайд 9

7. Придумывание сказок детьми. Словесное фантазирование по музыкальной композиции.

Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группы). Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (несколько предложений).

Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

Слайд 10

Сказочный сюжет позволяет ребёнку проявить творческие способности, показать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной деятельности. Даже робкие, застенчивые дети, увлечённые действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются. Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить, что цель сказочника, по мнению К. Чуковского, - «воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.

Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.

Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь.

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

Валентин Берестов.

Слайд 11

Список литературы.

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пединститутов. - М. : Просвещение, 1983.

2. Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3.

3. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998.

4. Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы».- ЦГЛ Москва, 2003.

5. Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – СПб, «Детство – пресс»,2010.

6. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – СПб, «Детство-пресс», 2012 г.

7. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - 2-е из. - М. : Издательский центр «Академия», 1998.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ПДД для детей раннего возраста (2–3 лет) «Социально-коммуникативное развитие» Конспект НОД по ПДД для детей раннего возраста (2-3 лет) ОО «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Формировать представление о безопасности.

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в социально-коммуникативном развитии.

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т. А. Боровик «Хор рук» Ход мероприятия:Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания. Я мастер-класс сегодня покажу, Много интересного, поверьте,.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах. Наверное, я.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкой с использованием музыкальных сказок Тема занятия «Посвящение в музыканты» «Приключения во дворце царя – Скрипичного ключа» Составили: Постникова Людмила Владимировна, Муравьёва.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством профориентационной работы «Ребенок в мире профессии!» В процессе развития ребенок наполняет своё сознание разнообразными представлениями, в том числе и о мире профессий. Но вопросу профессионального.

Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР посредством использования квест-технологииРечевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР посредством использования квест-технологии АКТУАЛЬНОСТЬ Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых».

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС «Социально-коммуникативное развитее направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» Стимулирование социально-коммуникативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях
Опубликовано: 22 января 2018 в 23:03
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никульшина (УИ 369018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД