Лена Вогулько
Консультация для воспитателей «Социально-личностное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В современное время основное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития дошкольника. Исследователи отмечают, что показателем социально- личностного развития дошкольников, являются адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, т. е. формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Социально- личностное развитие направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в различные образовательные области: «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Публикация «Консультация для воспитателей „Социально-личностное развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательная область «Социализация» решает данные задачи посредствам развития игровой деятельности. В подготовительной к школе группе развивается самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Сюда относятся сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и дидактические игры. Игровая предметная среда, также является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребенка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков. Дети в доступной для своего возраста форме приобретают знания об окружающем мире, о поступках, чувствах и поведении человека в различных ситуациях, о профессиях, которыми может овладеть человек и о многом другом. Образовательная деятельность проводится в игровой форме с применением наглядного материала. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Дети, с помощью воспитателя, учатся накрывать стол, развешивают полотенца, убирают постели и т. д. Так они осваивают хозяйственно- бытовой труд. Дошкольники учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на место шапку, шарф и варежки в своем шкафчике. Так дети учатся самообслуживанию. Во время прогулки дети чистят снег на участке-зимой, украшают площадку летом, ухаживают за растениями в уголке природы и на участке. Все это необходимо для воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дети получают первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе. Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и детском саду служат примером для подражания.
Личностно- ориентированное взаимодействие помогает избежать принудительных способов проведения режимных процедур, которые могут привести к стойким негативным последствиям. Рекомендуется использовать ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки, стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение самостоятельности ребенка, следование за темпом его действий.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения. в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а, порой опасных ситуациях предполагает развитие ориентировке в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего образовательно- воспитательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов, на занятиях по развитию элементарных математических представлений- учим ориентироваться в окружающем пространстве, на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т. д.) Кроме того, для организации обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства предусмотрено проведение цикла занятий. В результате проделанной работы к концу года дети могут: знать домашний адрес и номер телефона, имена и отчества родителей, адрес детского сада; соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах; различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов, пользоваться знаковыми обозначеньями; устанавливать причинно- следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе.
Способы личностно- ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности ребенка.
Список, использованной литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования \Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой\
2. Алексеев,Н. А. Личностно- ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст Н. А. Алексеев. Тюмень, 1997