Елена Михневич
Социально-личностное развитие ребенка в рамках мини-проекта «Удивительные нити»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
А. С. Пушкин.
Знакомясь с произведением А. С. Пушкиным «Сказка о царе Салтане…» у детей возник вопрос: «Что обозначает слово – прясть?». Детский вопрос нуждался в ответе. Так возникла тема проекта «Удивительные нити».
Актуальность проекта
В своем проекте мы хотим дать ребенку знания о том, что все предметы, окружающие и его с раннего возраста, возникают не сами по себе. Их придумал человек много – много лет тому назад. До наших дней дошли великолепные образцы тканых изделий, одежда расшитая мастерицами прошлых лет. Великие художники прошлого века, запечатлели на своих полотнах красоту русского костюма, его самобытность. Через художественную литературу мы продолжаем знакомиться с трудом и бытом русских людей.
Публикация «Социально-личностное развитие ребенка в рамках мини-проекта „Удивительные нити“» размещена в разделах
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цели:
• Развивать интерес у детей через ознакомление с разнообразным миром нитей
• Формировать у детей первичные представления о труде взрослых в области производства нитей и тканей; о значении этого труда
• Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности через привлечение потенциала семьи, социокультурного пространства Санкт-Петербурга.
• Прививать любовь и уважение к работам старых мастеров.
Задачи:
• Познакомить ребенка с разнообразным миром нитей, с историей возникновения самой нити.
• Сформировать представление детей об этапах создания нити, дать первичные представления о современном текстильном производстве через поисково-исследовательскую деятельность.
• Познакомить детей с профессиями людей работающих в легкой промышленности.
• Способствовать обогащению словаря (натуральные нити и ткани : льняная, шерстяная, холст, ситец, шелк; искусственные нити и ткани : вискоза, капрон, плащевая, синтепон и т. д.)
• Приобщить детей и их родителей к посещению музеев и выставок.
• Развивать у детей творческое воображение.
Перспективное планирование
Подготовительного этапа работы по проекту: «Удивительные нити»
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Ожидаемый результат
Развивающая среда Педагогов, детей и родителей Педагогов и родителей Родителей и детей Организованная воспитателем свободная
1. знакомство с окружающим миром (мир растений)
2. словотворчество: «Сказка про лен»; «История о шелковой ниточке»;
3. формирование положительной мотивации через оформление альбома «Русский народный костюм» «Волшебные нити»
4. систематизация
материала о нитях и тканях 1. знакомство с коллекцией нитей и тканей
2. подборка иллюстраций из серии «Русский народный костюм
1. консультация для родителей о том,как организовать маршрут выходного дня.
2. информация по проекту в папках передвижках
1. подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы о труде и быте русского народа.
2. маршруты выходного дня
1. творческая мастерская: «Изготовление работ сделанных детьми совместно с воспитателем»
2. оформление тематических работ в виде книг
3. изготовление атрибутов к сюж. -рол. играм: «Магазин», «Ателье» 1. создание коллекций «Ткани»
2. сочинить и оформить книгу
«Сказка про лен»
3. изготовление дидактических игр: «Модный сундучок» изготовление мягкой игрушки 1. выявить интерес детей к энциклопедиям
2. развить способность к познанию, стремление знать о том, как люди научились обрабатывать пряжу, ткань, полотно.
3. привлечь родителей к исследовательской деятельности
(сбор информации о народном костюме)
4. создание необходимых условий для реализации проекта
Перспективное планирование основного этапа по проекту «Удивительные нити».
Месяц Совместная деятельность
Педагогов, детей и родителей Педагога (педагогов) и
родителей Родителя (родителей) и ребенка
октябрь Подготовка и участие в конкурсе «Чудесный клубок»
Оформить подборку книг, сюжетных картинок о том, как на Руси пряли, ткали, расшивали одежду. Индивидуальная консультация по домашнему чтению.
Маршрут выходного дня
Оформление выставки «Чудесный клубок» Домашнее чтение.
Посещение Этнографического музея, Русского музея,
Эрмитажа
Ноябрь Участие в презентации проекта «Удивительные нити»»
Изготовление украшений для праздника. Подготовка к презентации «Удивительные нити» Изготовление костюмов для детей
Музыкальный праздник «Ситцевая Россия»
месяц Совместная деятельность детей
Организованная воспитателем Свободная деятельность
октябрь Сюжетно–рол. игра «Магазин» изготовление коллекций: «Волшебные нити» «Волшебный мир тканей»
1 этап. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций о жизни и быте русского народа
2 этап Оформление тематической выставки «От прялки до наших дней» Сюж. -рол. игра «Магазин» с использованием в игре предметов для отдела «Мир шитья»
1эап. Создание коллекции «Волшебный мир тканей» д. и.
«Рисуем ткань»
2этап. Детские поделки из нитей, коллаж из нитей и ткани.
ноябрь Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
1этап. Предметный мир.
Знакомство детей с профессиями ткачей, портного, модельера.
2этап. Знакомство с элементами вышивки русского народного костюма. 1этап. Организация выставки детского рисунка «Марья Искусница». создание детьми дидактической игры «Модный сундучок»
2этап. Художественная аппликация из ткани сделанная детьми для «Скатерти- самобранки».
3этап. Подготовка к муз. празднику
«Ситцевая Россия»
Проект «удивительные нити».
Направление развития Образовательная область Совместная деятельность (педагога) и ребенка (детей)
1-й месяц(2 недели) рекомендуется октябрь
физическое физкультура Подв. игра «Веревочка» «Клубочки»
здоровье Беседа : «Зачем людям нужна теплая одежда?» «Волшебная прялица»
Социально-
личностное социализация Игровое занятие : «Откуда лен ты к нам пришел?»(научные знания об этом растении и изделиях из него)
труд Работа на ткацком станке «Тканое полотно»
безопасность Рассматривание сюжетных. картинок о том, как на Руси пряли нити, ткали полотно
Познавательно-
речевое познание Рассматривание коллекций: «Сырье» «Нити»
коммуникация Викторина: «Какие бывают нити?» «Как на Руси пряли нити?»
Чтение худ. литературы Ш. Перро «Спящая красавица» Л. Кон рассказ «Лен»
Н. Носов «Заплатка»
Художественно-
эстетическое Художественное
творчество Изготовление мягкой игрушки
Рисование- «Рисуем ткань»
музыка Слушание муз. произвед.
Направление развития Образовательная область Совместная деятельность (педагога) и ребенка (детей)
2-й месяц(2недели) рекомендуется ноябрь месяц
физическое
физкультура «Ткач и челнок» «Кто быстрее смотает нить»
здоровье Беседа: «История возникновения одежды»
Социально- личностное социализация Беседа : «Профессия – модельер»
труд Игровая ситуация:
«Учимся прясть нить.»
безопасность Беседа: «Полезная шкатулка»
Познавательно-речевое познание Рассматривание энциклопедии ( раздел: «Народные промыслы»)
коммуникация Рассматривание картины «На ткацкой фабрике»
Чтение худ. литературы А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане
Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»
Художественно- эстетическое Художественное творчество Украшение «Скатерти – самобранки»
Рисование «Роспись русского народного костюма»
Лепка «Марья Искусница»
музыка Музыкальный праздник «Ситцевая Россия»
Маршрут выходного дня
• Этнографический музей.
• Кунсткамера
• Русский музей
• Эрмитаж
Наши рекомендации:
Проходя по залам музея, обратите внимание ребенка на одежду, ткани окружающие людей много лет назад. Предложите ребенку самому догадаться из каких материалов были изготовлены одежда, обувь, ковры и т. д. Помогая ребенку наводящими вопросами подвести его к верному ответу. Учите ребенка быть внимательным, наблюдательным, не торопиться переходить от одного экспоната к другому.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Работая над проектом «Удивительные нити», возникла необходимость пополнить сюжетно-ролевую игру новыми атрибутами и дидактическими играми.
Дидактические игры:
• «Модный сундучок»
• «Рисуем ткань»
• «Юный модельер»
Задачи:
• Развивать творческое воображение
• Поощрять любознательность
• расширять знания детей о работе людей связанных с изготовлением одежды
• Учить видеть во всем прекрасное
• Воспитывать любовь к истории русского народа, традициям, предметам сделанных руками мастеров.
Подвижные игры
«Ткач и челнок»
Задачи:
• развивать навыки бега, быстроту реакции
• умения ориентироваться в пространстве
• тренировка ловкости при различных движениях
Правила игры:
Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает сновать, т. е. под одну «арку» вбегать, под другую выбегать. Пропустив «челнок» на две «арки» вперед, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трех кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара. Как только «ткач» или «челнок ошибутся, например пропустят какую-нибудь «арку», следующая «арка» опускается и задерживает виновного. Заметивший ошибку сменяет того, кто ошибся, - становится «ткачом» или «челноком». Игра продолжается 3-5 раз.
«Веревочка».
Задачи:
• развивать ловкость
• быстроту реакции
• умение играть в команде
Правила игры:
Дети встают в круг. Внутри круга на полу лежит шнур в виде кольца. Играющие берутся двумя руками за шнур. Внутри круга стоит водящий. Его задача неожиданно дотронуться до любого игрока. Тот игрок, до которого дотронулся водящий, встает в круг. Игра продолжается.
«Клубочки»
Задачи:
• развивать ловкость
• умение быстро наматывать нить на клубок
• воспитывать выдержку, настойчивость
Правила игры:
На полу лежат клубочки, у которых отмотана нить на определенное расстояние. Задача игроков как можно быстрее смотать нить в клубок. Играющих можно разделить на команды.
Вывод:
В ходе проекта удалось решить все поставленные задачи. Дети узнали много нового о тканях, их производстве и работе с ними. Попробовали разные методы работы с тканями и нитями. В самостоятельной и совместной деятельности, а также во время непосредственной образовательной деятельности попробовали сделать нить, апробировали учебный ткацкий станок. Создали дидактическую игру совместно с педагогом, а совместно с родителями создали костюмы и поделки в русском народном стиле.
Родители с большим удовольствием совместно с детьми создали поделки, костюмы и прочие атрибуты в русском народном стиле. Дети в процессе реализации проекта получили эмоциональное удовлетворение, т. к. они словно очутились в стародавних временам и стали настоящими русскими девицами и молодцами. Они научились чувствовать себя важной частичкой этой истории, которая для них важна и очень интересна.
Список литературы:
1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (ЦГЛ г. Москва 2004г.)
2. Л. Кон. «Книга о растениях» рассказ «Лен».
3. В. Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей».
4. «Великие полотна» (Белый город. г. Москва 2002 г.)
5. «Государственный Эрмитаж, Ленинград. Картинная галерея. Путеводитель» («Аврора» г. Ленинград, 1991г.
6. «Русский музей» (г. Санкт – Петербург 1998 г.)
7. А. С. Пушкин. Избранные произведения (г. Минск 1978 г.)
8. «Русский народный костюм» (Санкт – Петербург 2009 г.)