Елена Гурская
Социально-психологическая адаптация детей 3 лет в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение….2
1. Факторы социально-психологической адаптации ребенка трёхлетнего возраста в ДОУ…2
2. Примеры упражнений для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ…. 4
Заключение…6
Библиография…7
Введение.
Публикация «Социально-психологическая адаптация детей 3 лет в ДОУ» размещена в разделах
Когда маленький ребенок, особенно когда ему всего 3 года приходит в детский сад, всегда возникает проблема его социально-психологической адаптации. Ведь ребенку нужно научиться быть самостоятельным, запомнить имена своих товарищей из группы детского сада, подружиться с ними, привыкнуть к ним. Детский коллектив имеет большое значение для развития личности каждого ребенка, особенно когда речь идёт о детях трёхлетнего возраста.
1. Факторы социально-психологической адаптации ребенка трёхлетнего возраста в ДОУ.
В современной педагогике проблема облегчения процесса социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ стоит достаточно остро. Успешное её разрешение станет залогом развития полноценно функционирующих в обществе личностей. От того, насколько социально адаптирован дошкольник, в дальнейшем будет зависеть его роль в социальной среде.
Для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ имеет значение ряд факторов. Речь идет о двух типах факторов – внешних и внутренних. Внешние факторы - те, что определяют форму социализации детей дошкольного возраста и основные направления их последующего развития. Это в первую очередь родители и близкие родственники, коллектив во дворе или в кружке по интересам, детский сад. Внутренние факторы – социально-психологическая адаптация детей в детском саду.
Психологические особенности детей оказывают влияние на формирование у них отношения к миру и определяющие тип реакций на отношения с людьми.
Переходя от терминов к практической стороне дела, отметим, что же собой на деле представляет детсадовская группа в обычном виде и действительно ли в таких учреждениях создаются необходимые для социальной адаптации и развития детей условия.
Одна из задач родителей и педагогов научить детей знакомиться, налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Ребенок, не умеющий знакомиться, не сможет быстро адаптироваться в новых коллективах, рискуя стать одиноким или даже изгоем, взрастить чувство неуверенности в себе и своих силах.
Придя в группу детского сада, ребенок должен суметь наладить контакты, обзавестись друзьями. От того, насколько успешно он вольется в коллектив, зависит не только его психологическое благополучие, но и темп его физического и интеллектуального развития.
Помочь детям не бояться новых знакомств, воспитать у них стремление обзаводиться новыми друзьями, призваны специальные детские игры и упражнения на знакомство.
Что такое игры на знакомство - это вид игровой деятельности, направленный на создание благоприятной обстановки в группе детей, которые не знают друг друга. Цель игр на знакомство – познакомить детей, устранить скованность в общении.
Игры на знакомство необходимы, если группе детей предстоит продолжительное совместное пребывание.
Игры на знакомство способны оказать помощь в решении следующих задач: создать атмосферу, благоприятствующую общению детей, узнаванию нового друг о друге, сближению; сформировать чувство общности, атмосферу сотрудничества и поддержки (это особенно важно для тех детей, которые бояться проявить себя); снять стресс, напряжение, скованность, сопровождающие в той или иной степени каждого члена нового коллектива.
Игры на первичное знакомство проводятся в первый день объединения детей. Их задача – дать ребятам представление о товарищах, способствовать тому, чтобы незнакомые сверстники стали для ребенка нечужими. Такие игры учат запоминать имена и внешность участников группы. Кроме того, они помогают отметить активистов, которые неизменно проявляют себя юмором и общительностью. Воспитатель должен выявить застенчивых детей, чтобы найти к ним индивидуальный подход и помочь начать общение.
Игры на вторичное знакомство нужны для углубленного изучения личности товарищей. Они формируют взаимосвязи между детьми. В таких упражнениях используются приёмы, которые помогают узнать об увлечениях, любимых занятиях ребят. Они проводятся после того, как участники уже немного освоились в коллективе и привыкли к новой обстановке.
2. Примеры упражнений для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ.
Для детей трёхлетнего возраста взрослый – безоговорочный авторитет, и если воспитатель ведёт себя доброжелательно и эмоционально, то малыши с удовольствием примут участие в мероприятиях, какие он предложит. Игры и упражнения на знакомство для детей трёхлетнего возраста должны быть короткими, цикличными и динамичными.
Тип мышления у детей трёхлетнего возраста – наглядно-действенный. Поэтому в играх и упражнениях нужно использовать наглядный материал – игрушки, картинки и весёлую музыку. При соблюдении этих условий игры и упражнения на знакомство в детском саду могут использоваться для детей любого возраста, даже в том случае, если они еще не умеют говорить.
Рассмотрим пример занятия для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ.
Цель: помочь детям познакомиться друг с другом, привыкнуть к обстановке детского сада.
Пример № 1.
«Я даю игрушку.»
Это прекрасный вариант занятия для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ.
Воспитатель собирает в мешок игрушки небольшого размера и просит детей встать в круг (можно рассадить детей на стульчики, расставленные по кругу). Воспитатель достаёт игрушки по одной и раздаёт детям, не забыв громко сказать: «Я даю мишку Кате!», «Я даю пирамидку Сереже!» и т. д. Внимание детей трёхлетнего возраста обязательно привлечёт названная игрушка, а вместе с названиями игрушек они будут запоминать и имена новых товарищей.
Когда дети немного запомнят имена друг друга, можно предложить роль ведущего кому-то из них. Воспитатель должен поправлять ребенка, если он неправильно называет имя товарища, которому даёт игрушку.
Пример № 2.
«Паровозик».
Воспитатель предлагает детям поиграть в паровозик. Малышу, который сам вызвался быть «паровозиком», на голову надевается шапочка с картинкой паровоза. Ребенок передвигается по комнате, приговаривая: «Ту-ту!». Он подъезжает к детям и называет себя по имени. Тот ребенок, к которому обращается «паровозик», в ответ называет себя. Теперь он становится «паровозиком», а бывший «паровозик» – «вагоном». Вместе они «едут» по кругу и «паровозик» выбирает следующего ребенка, называя имя первого вагончика и своё. Третий ребенок называет себя и становится «паровозиком».
Цикл повторяется несколько раз, пока в состав поезда не будут включены все дети.
Пример № 3.
«Похвастаем»
Дети по очереди «хвастаются» тем, чем они отличаются от остальных. Ведущий предлагает: «Подумайте, какой вы? Что умеете делать? Что у вас хорошо получается?» В игре, желательно, не повторяться.
Такие игры помогают облегчить процесс социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ.
Заключение.
Таким образом, для облегчения процесса социально-психологической адаптации детей трёхлетнего возраста в ДОУ очень важны простейшие упражнения и игры как действенное средство развития личности ребенка. Умелое использование игр и простейших упражнений на знакомство оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию детей.
Обычно игры на знакомство очень нравятся детям, т. к. могут создать атмосферу духовного единения членов группы в детском саду, позволяют развивают гуманные взаимоотношения между взрослыми (воспитателями) и детьми.
Библиография.
1. Абдулаева Е. Организация игры с игрушками персонажами № 12. М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2013.
2. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей / Л. М. Ковалицкая. М. : Аркти, 2008.
3. Кроль В. М. Психология и педагогика. Учебное пособие для технических вузов, М. : Абрис, 2012.