Марина Мороцкая
Социально-экологический проект «Питомник Кваки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. О влиянии красоты природы написано и сказано немало. Призывы о необходимости экологического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. А известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир, приобрела новую силу – ведь действительно мир необходимо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба.
Публикация «Социально-экологический проект „Питомник Кваки“» размещена в разделах
Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно добывать новые необходимые знания, и умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; генерировать новые идеи, творчески мыслить, быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.
Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.
Одним из методов, способствующих решению этой проблемы, являются экологические проекты. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, они развивают познавательный интерес к различным областям знаний, дают детям и взрослым возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
И наш детский сад не остался в стороне, мы вместе с детьми и родителями решили создать дополнительную видовую точку на экологической тропе, которую назвали «Питомник Кваки».
Дети с интересом наблюдают за изменениями, которые происходят с деревьями и кустарниками в разное время года. Но недостаточное разнообразие экземпляров на территории ДОУ повлекло за собой потребность совершать экскурсии в городской парк и скверы города. У детей возник вопрос: «Почему у нас на участках не растут такие деревья и кустарники». Вот тут и встал вопрос о создании питомника. Кроме того, нашему дошкольному учреждению уже более 30 лет, декоративное оформление, которое используются для разделительных полос между прогулочными участками, оформления парковой зоны и спортивного участка устарело – нужно большое количество саженцев. Проблема: В ДОУ недостаточно средств для приобретения декоративных кустарников, пополнении экологической тропы редкими деревьями (дуб, липа, ясень, которые в условиях Сибири встречаются редко.
Все это привело к цели: создать условия для углубленного изучения понятия: питомник, рационально выбрать место для создания питомника на экологической тропе, приобрести необходимые саженцы.
Гипотеза: если на экологической тропе ДОУ разбить питомник, то наблюдения за деревьями и кустарниками, редко встречающимися в Сибири, будут проходить более эффективно. Кроме того, будет выращен посадочный материал для участков. Все это вызвало у детей огромную заинтересованность.
Задачи проекта
-создание на экологической тропе ДОУ видовой точки - «Питомник Кваки».
Воспитанники:
-формирование представлений и знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
-развитие интереса к растениям питомника.
-формировать способы межличностного общения с взрослыми и сверстниками.
-формировать представление о значении озеленения местности в жизни человека.
-проведение акций «Посадим дерево», «Озеленим прогулочную площадку», «Посадим дерево редкой породы».
-формировать трудовые умения детей в процессе создания и ухода за растениями новой точки «Питомник Кваки».
Родители:
-привлечение родителей к активному взаимодействию в процессе реализации задач проекта.
Предполагаемый результат:
- пополнение экологической тропы новой точкой «Питомник Кваки».
- повышение экологического сознания всех участников проекта.
- осознанное отношение детей к проблемам озеленения, чистого воздуха, охране природы.
-тесное взаимодействие с родителями по проблемам экологического воспитания.
Материально - техническая база: в ДОУ создана экологическая тропа, включающая зону леса, парка, огорода, сада, цветника, теплицы, лекарственных растений. Дошкольное учреждение является центром экологического развития. Для реализации проекта имеется территория, декоративные кусты для размножения, средства для приобретения редких растений.
Формы реализации проекта : занятия, наблюдения, дидактические игры, выставки (фото, акции, практическая деятельность, просмотр видео, рассматривание фотографий, иллюстраций.
Эксперименты: перезимует ли теплолюбивое растение.