МААМ-картинки

Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»

Галина Павлова
Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»

Коррекционная программа для детей и подростков

«Буллинг - СТОП

Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования

Пояснительная записка

В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Публикация «Социальный проект для детей и подростков „Буллинг — стоп!“» размещена в разделах

Профилактика, направленная на профилактику, буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв».

Буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Такие действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у окружающих).

Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Последствия травли сверстниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.

Анализируя результаты диагностики личностной тревожности, самооценки детей и подростков поступающих в наше учреждение, а также уровня развития коллективов и результаты социометрических исследований, был сделан вывод о необходимости проведения работы по усилению работы направленной на сплочение детского коллектива, выработку навыка конструктивного реагирования в конфликте.

Направленность программы.

Коррекционная программа «Буллинг – СТОП определяет содержание и основные пути профилактики буллинга в подростковой среде. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, направленных на своевременную диагностику и проведение коррекционной работы.

Актуальность программы:

вопрос предупреждения ситуаций насилия в детской и подростковой среде очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным Организации объединенных наций насилию в коллективе сверстников подвергается каждый десятый ребенок в мире, и этот показатель ежегодно растет. В настоящее время буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете. Современным детям и подросткам, являющимся «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. В связи с этим на образовательные детские учреждения ложится большая ответственность за недопущение буллинга в учреждении, для сохранения благоприятной среды, духовно-нравственное развитие, охрану социального и психологического здоровья детей.

Новизна программы:

основной упор делается на формирование способности терпимо относиться к особенностям окружающих. Дети обучаются способам выхода из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, рассказать о своей проблеме. В работе с детьми большое внимание уделяется личному достоинству, положительным качествам несовершеннолетних.

Адресат программы:

несовершеннолетние в возрасте с 7 до 17 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении. Состав группы переменный.

Объем и срок освоения программы:

программа рассчитана на 2 месяца обучения (16 занятий, всего 10часов 40минут). Цикличность программы 4 раза в течение одного учебного года.

Режим занятий:

8 занятий в месяц по 40 минут. Всего занятий в неделю 2.

Форма обучения:

очная.

Основные формы и методы проведения занятий:

Диагностические методики,

Дискуссия,

Мозговой штурм,

Психологические игры и упражнения.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: профилактика агрессивного поведения и проявления буллинга.

Задачи:

• снижение агрессии и враждебных реакций подростков;

• формирование навыка конструктивного реагирования в конфликте;

• содействие улучшению социального самочувствия;

• оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;

• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими;

• устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

• интеграция «отверженных» детей в коллективе.

1.3. Содержание программы

Программа включает в себя три этапа:

1. Диагностические мероприятия

«Социометрия» Дж. Морено;

«Определение психологического климата группы» Л. Н. Лутошкина;

«Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;

«Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

«Буллинг» Методика Д. Олвуеса;

«Круги» Методика Н. Е. Щурковой;

«Опросник риска буллинга» А. А. Бочевара;

«Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е. Г;

«Руки» Тест Вагнера;

«Кактус» Проективный тест;

«Дерево с человечками»;

«Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.

2. Коррекционная работа с несовершеннолетними

1. Вводное занятие «Буллинг. Жестокость в образовательной среде».

Цель: профилактика буллинга в образовательной среде. Знакомство с понятием буллинг и демонстрация презентации с обсуждением. Диагностика предрасположенности к агрессивному поведению. Подведение итогов занятия.

2. Занятие с элементами тренинга «Учись быть добрым».

Цель: формировать навыки доброжелательного общения.

3. Психологический тренинг «Саморегуляция.

Цель: обучить навыки владения способами саморегуляции.

4. Ролевая игра. «Чем мы похожи друг на друга».

Цель: профилактика буллинга в школьной среде.

5. Кинолекторий «Чучело».

Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения.

6. Промежуточный контроль: «Социометрия» Дж. Морено, проективная методика «Дерево с человечками».

Цель: выявить психологический климат в коллективе, определить эмоциональное состояние и положение в коллективе.

7. Деловая игра «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги». Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения.

8. Тренинговое занятие «Властелин эмоций»

Цель: расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

9. Воспитательное занятие «Мы строим дом-дом без насилия».

Цель: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

10. Занятие с элементами тренинга «Формирование навыков доброжелательного общения».

Цель: формировать навыки доброжелательного общения.

11. Промежуточный контроль: «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

Цель: повторная диагностика взаимоотношений в группе сверстников.

12. Информационный час с элементами тренинга «Кибербуллинг или опасное виртуальное пространство».

Цель: познакомить подростков с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей, профилактика правонарушений в сети.

13. Игровая программа «В стране понимания».

Цель: формирование чувства общности у детей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

14. Диспут «Конфликты. Что делать, если вас унижают в школе».

Цели: познакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; выработать стратегию поведения.

15. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу и скулшутингу».

Цель: формировать активную жизненную позицию у детей и подростков по противодействию буллинга и скулшутинга, основываясь на ранее полученные знания.

16. Итоговый контроль. Диагностическая методика «Буллинг» Д. Олвуеса.

1.4. Планируемые результаты реализации программы

1. Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими;

2. Равитие навыков самоконтроля;

3. Развитие эмпатии;

4. Повышение ответственности за свои действия;

5. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в детском коллективе.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования

2.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы:

1. Помещение для проведения занятий –учебный класс;

2. Оборудование учебных помещений:

-рабочие места по количеству обучающихся в соответствии с САНПиН: столы, стулья;

-рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером с установленным лицензионным программным обеспечением; музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч);

3. Информационное обеспечение:

-рабочая программа,

-видеоролики,

-презентации,

-аудио материал.

Кадровое обеспечение

К работе по программе допускаются педагоги, имеющие педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми.

Педагог обязан знать основы детской психологии, возрастные особенности несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, владеть методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе.

2.2. Формы аттестации

Для оценки эффективности занятий по данной программе используются:

1. Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (индивидуальные и групповые формы работы с несовершеннолетними).

2. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу и скулшутингу».

3. Аналитический отчет.

2.3. Оценочные материалы

Для отслеживания результативности программы используется следующие диагностические методики:

1. «Социометрия» Дж. Морено;

2. «Определение психологического климата группы» Л. Н. Лутошкина;

3. «Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;

4. «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

5. «Буллинг» Методика Д. Олвуеса;

6. «Круги» Методика Н. Е. Щурковой;

7. «Опросник риска буллинга» А. А. Бочевара;

8. «Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е. Г;

9. «Руки» Тест Вагнера;

10. «Кактус» Проективный тест;

11. «Дерево с человечками»;

12. «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2006. - 256 с.

2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

4. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми - М. : Психология и педагогика, 1993г.

5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

6. Холодова Ю. Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.

7. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2015. – №2. – С. 55-68.

8. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. - 2017. - № 105. - С. 159-165.

9. Кривцова С. В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М. : Федеральный институт развития образования, 2019. - 120 с.

Дополнительная литература

1. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А. Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.

2. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110.

3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

4. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

6. Холодова Ю. Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.

7. Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5.

8. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь).

Интернет – источники

1. Режим доступа: https://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С. М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] .

2. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] .

3. https://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.

4. https://www.b17.ru/article/22384/.

5. https://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/.

6. https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf.

7. Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sexology.narod.ru/info18.html.

8. Режим доступа: https://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С. М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] .

9. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] .

10. https://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.

Публикации по теме:

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Квест для детей и подростков «Запасной планеты у нас нет» Квест «Запасной планеты у нас нет» Цель: воспитывать у детей и подростков гуманное отношение к природе. Действующие лица: Ведущий 1 Ведущий.

Презентация «О тайнах живого. Как они догадались?» для детей, подростков и их родителей Эти замечательные рассуждения подарила нам с вами одна любознательная девочка: Очень интересно наблюдать за жизнью деревьев. Как-то нахлынули.

Презентация «Скоро Пасха. Наш внутренний голос» для детей, подростков и их родителей ВАЖНЫЙ СОВЕТЧИК Девочка спросила у батюшки: – А что такое совесть? Когда папа на меня сердится, он говорит, что я не имею совести. А может,.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Социальный мини-проект к Международному женскому Дню 8 Марта «Изменим мир к лучшему»Социальный мини-проект к Международному женскому Дню 8 Марта «Изменим мир к лучшему» В России в последние десятилетия наблюдается кризис системы ценностей, выраженный падением морально-нравственных норм, отсутствием четких.

Социальный мини-проект «От подарка станет всем светлей»Социальный мини-проект «От подарка станет всем светлей» С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.

Социальный проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной группыСоциальный проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной группы Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Образовательные:.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Социальный проект учащихся «Веселые перемены» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» «Веселые перемены» Автор.

Автор публикации:
Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»
Опубликовано: 20 июня 2021 в 22:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД