Папки-передвижки

«Растения рядом с нами». Социальный проект «Экология и ОУ»

Надежда Котова
«Растения рядом с нами». Социальный проект «Экология и ОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

В мире комнатных растений много прекрасного и удивительного. С давних времен люди пытались создать уют в своих домах с помощью растений. Трудно сказать, кто первый принес их в дом и догадался посадить их в глиняный горшок, но этот человек оказал всем неоценимую услугу.

В наш век высоких технологий и больших скоростей все меньше и меньше времени остается на спокойное размышление о суетности этого мира на лоне живой природы. Поэтому каждое растение в доме является маленьким оазисом, где можно любоваться сочной зеленью или вдыхать аромат душистых цветов, дать отдых уставшим от телевизора и компьютера глазам, обрести покой и душевное равновесие.

Публикация «„Растения рядом с нами“, Социальный проект „Экология и ОУ“» размещена в разделах

Помимо удовлетворения эстетических потребностей человека, растения выполняют еще и санитарно-гигиеническую роль – они очищают воздух. В закрытом помещении углекислого газа в 20 раз больше, чем под открытым небом. Поэтому растения, которые поглощают днем на свету углекислый газ и выделяют кислород, просто необходимы для нас.

Кроме того, комнатные растения увлажняют воздух и выделяют фитонциды – летучие вещества, убивающие болезнетворные организмы, поглощают пыль и частично нейтрализуют вредное воздействие магнитных полей.

Листья и плоды многих комнатных растений используются в медицинских целях.

Тип проекта: долгосрочный, групповой.

Продолжительность:2 месяца.

Возраст детей: 6-7 лет.

Проблема:

Что знаем? Что хотим знать? Как можем узнать?

Комнатные растения растут у нас в комнате. Почему у герани листья, а у кактуса колючки? В детском саду расскажут.

Комнатные растения без воды засыхают. Как комнатные растения размножаются, если у них нет семян? Надо поискать в интернете.

Комнатные растения любят, когда за ними ухаживают. Комнатные растения бывают лекарственными? Можно прочитать в энциклопедии.

Актуальность:

В конце 20 века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине 20 века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Люди перестали «чувствовать» природу.

В настоящее время существует необходимость усиления внимания к природе в общеобразовательных учреждениях любого уровня, в том числе и дошкольных учреждениях: это создание соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Именно этой цели служат создаваемые в детских садах уголки природы и экологические комнаты.

Цель проекта: формирование у детей элементарной экологической культуры на основе полученных знаний о жизни комнатных растений, общей эрудиции; воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.

Задачи проекта:

• Расширять кругозор детей в области природного окружения, обогащать и уточнять представления детей о видах комнатных растений.

• Развивать умение выделять в процессе восприятия форму, величину, цветовую гамму комнатных растений.

• Развивать познавательно-исседовательскую деятельность детей: продолжать учить исследовать, анализировать, систематизировать, вычленять отличительные особенности разных видов комнатных растений. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между значением воды, света, тепла и ростом растений.

• Создать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры речи, образной и грамматической стороны речи.

• Систематизировать имеющиеся у детей знания.

• Развивать память, мышление, воображение, внимание, творческие способности, любознательность.

• Воспитывать у детей доброжелательное, действенное, ответственное отношение к природе.

Участники проекта:

• Дети

• Воспитатели

• Родители

Обязательные условия реализации проекта:

• сочетание разнообразных видов деятельности;

• тесное сотрудничество с семьей;

• учет возрастных особенностей детей;

• доступность изложения материала;

• наличие разнообразного наглядного материала;

• безопасность наглядного материала (комнатных растений).

Предполагаемый результат: сформированность у детей устойчивого интереса к комнатным растениям, ответственного отношения к уходу за комнатными растениями с использованием полученных знаний и умений.

Итоговое мероприятие: «День открытых дверей». В программе:

• Открытое занятие на тему: «Растения рядом с нами».

• Мастер-класс по уходу за комнатными растениями.

• Выставка детских работ на тему: «Мое любимое комнатное растение» (рисование, аппликация, лепка, художественный труд).

• Родители дарят детям комнатные растения, которых у нас в уголке природы нет.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

• Формулирование проблемы проекта;

• Подбор методического материала;

• Подбор демонстрационного материала;

• Оформление дидактических игр по теме;

• Разработка и оформление моделей по экологии.

Основной этап.

Познавательное развитие.

* Моделирование строения растения: корень, стебель, лист, цветок, плод.

* Рассматривание и сравнение комнатных растений с использованием моделирования.

* Классификация комнатных растений по способам ухода.

* Сравнение живого и искусственного комнатных растений для закрепления общих представлений о живом: дышит, питается, растет и развивается, размножается живое растение; искусственное растение сделано руками человека.

* Условия, необходимые для жизни растений: свет, тепло, влага, почва, воздух. Опытно-исследовательская деятельность:

1) влияние света на рост и развитие растения;

2) влияние тепла на рост и развитие растения;

3) влияние воды на рост и развитие растения;

4) влияние почвы на рост и развитие растения;

5) как отличать влаголюбивые растения от засухоустойчивых растений.

* Размножение комнатных растений на основе практической деятельности:

1) черенками;

2) отводками;

3) делением куста;

4) делением корня.

* «Айболит в уголке природы осматривает комнатные растения» (он дает образец правильного осмотра комнатных растений, ставит диагноз и при необходимости назначает лечение).

* Лекарственные растения среди комнатных растений.

* Ознакомление с трудом цветовода.

Речевое развитие.

* Обогащение и активизация словаря детей.

* Составление описательных рассказов о комнатных растениях на основе моделирования.

* «В гостях у бабушки Загадушки» (загадывание, отгадывание и придумывание своих загадок на основе ранее полученных знаний).

Социально-коммуникативное развитие.

* Дидактические игры:

«Найди по описанию»

«Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Третий лишний»

«Откуда родом?»

* Настольные игры:

«Экологическое лото»(классификация растений: деревья, кустарники, садовые цветы, травянистые растения, комнатные растения).

«Разрезные картинки» (картинки комнатных растений из 6-12 частей).

«Перепутаница» (строение растения).

*Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Мое любимое комнатное растение» (с натуры)

«Как мы ухаживаем за комнатными растениями»

Аппликация:

«Цветы герани»

Лепка:

«Кактус цветет»

Художественный труд:

«Цветок»(оригами, «Чудо-растение в горшке»(бросовый материал.

Физическое развитие.

Физкультминутки.

Игра-эстафета «Собери растение» (с бегом).

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов».

Общеразвивающие упражнения с искусственными цветами.

Подвижная игра «Раз, два, три – к (название растения) беги!»

Заключительный этап.

День открытых дверей «У нас в гостях фея Экология».

• Открытое занятие «Растения рядом с нами».

• Мастер-класс по уходу за комнатными растениями.

• Выставка детских работ «Мое любимое комнатное растение».

• Родители и фея Экология дарят детям комнатные растения, которых в нашем уголке природы пока нет.

Взаимодействие с родителями.

• Анкета для родителей «Комнатные растения у нас дома».

• Круглый стол по итогам анкетирования.

• Папка-передвижка «Экология уже в детском саду».

• Участие родителей в подготовке и проведении экскурсии в магазин «Цветы».

• Фотовыставка родителей «У нас (название комнатного растения). А у вас?».

• Приобретение комнатных растений в дар детскому саду.

Приложения

Загадки

Расскажу я вам стихотворение

Про разные чудесные растения.

Вы смекалку приложите

И растение покажите…

В ствол запрятан белый сок,

Будто кожаный листок,

Может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В Индии рождается.

Как он называется?

(Фикус).

Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, но не арбуз.

(Сансевьера).

Чтобы солнце сквозь стекло

Вам в окошко не пекло,

Повешу на распорочку

Узорчатую шторочку,

Не тканую, плетеную,

Живую и зеленую.

(Традесканция).

На окне, на полке

Выросли иголки.

Да цветы атласные:

Алые да красные.

(Кактусы).

В горшочке растенье,

Его листья повисли.

Грустит оно очень.

Угадай его мысли.

Оно хочет напиться.

Водичкой полей.

И дождик струится

Из лейки моей.

Очищают воздух,

Создают уют.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

На окне зимой и летом,

Вечно зелен и красив,

Ярко красным цветом

Горит нежно (Бальзамин).

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

(Кактус).

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

(Фикус).

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

(Плющ).

Лист с горбочком,

Желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой час.

(Алоэ).

Соблюдение правил

при наблюдении за комнатными растениями.

• Не торопись трогать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь.

• Не торопись срывать и брать в рот незнакомые плоды, посоветуйся со взрослыми.

• При наблюдении выбирай тот способ, который тебе расскажет о природе как можно больше и точнее.

• Рассмотри цвет, размер, форму растения, погладь его, если хочешь узнать свойства поверхности. То, что ты увидел и выделил, назови.

• Если можешь, нарисуй то, что узнал, или подбери об этих свойствах, качествах модели, картинки.

• Обращай внимание на состояние растения. По состоянию растения ты сможешь определить, нужна ли ему твоя помощь.

Соблюдение правил

трудовой деятельности в природе.

• Для того, чтобы растениям было хорошо с тобой, за ними надо ухаживать: поливать и рыхлить землю у растений, обтирать листья от пыли и т. д.

• Прежде, чем приступить к труду, нужно определить его цель. Трудиться надо в том случае, если это действительно требуется комнатному растению. А определить это можно по его состоянию.

• Собираясь трудиться, исходи не из того, что тебе хочется чем-то заниматься, а из действительных потребностей растения.

• Инструменты и материалы подбирай в зависимости от содержания труда и особенностей растения.

• Действуя с растениями, не спеши, будь аккуратен. Поспешишь – можешь уронить горшок с растением, нарушить целостность живого организма.

• Прежде, чем закончить трудиться, вспомни, какую цель ты перед собой ставил. Проверь, достиг ли ты ее.

• Помни, что важно соблюдать культурно-гигиенические правила: мыть руки после работы с землей.

• Если во время труда ты чувствуешь бодрость, удовольствие, радость, то такой труд принесет пользу не только живому существу, но и тебе. Если у тебя появился пот на лбу, покраснело лицо, напряглись мышцы, начинают дрожать ноги – прекрати работу. Излишнее физическое напряжение вредно для твоего организма.

Соблюдение правил

при моделировании.

• При рассматривании и наблюдении за растениями обследуй объект с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий и вычленяй на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования объектов, пользуйся картинками, обозначающими способы познавательной деятельности.

• С помощью моделей обозначай выделенные признаки (цвет, форму, величину и т. д.). попробуй описать новые объекты природы с помощью готовой, ранее составленной модели. Сравнивай два объекта между собой по модели, учись выделять признаки различия и сходства.

• Растения нельзя разделять на части. Это можно сделать с помощью модели, отражающей признаки строения объекта.

• С помощью моделей обозначь условия жизни, потребности живых организмов.

• Попробуй выделить функции живых организмов, обозначь их схематически моделями.

Соблюдение правил

при проведении опытов.

• Опыт должен быть безопасным для живого существа и для тебя.

• Учись пользоваться приборами в опытах.

• Во время опыта соблюдай следующие условия: помни о цели, уравняй все условия, кроме одного, значение которого узнаешь.

• Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков или моделей.

• Об опыте, его результатах, открытиях расскажи сверстникам, чтобы им было понятно, что ты узнал и как.

Литература.

Сост. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях», Волгоград, «Учитель»,2007г.

С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», М., «Новая школа», 1996г.

М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., «Просвещение», 1989г.

Ред. З. А. Михайловой «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду», С-П, «Акцидент», 1997г.

З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом», М., ТВ «Сфера», 2011г

А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. ,ТВ «Сфера», 2007г.

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М., «Просвещение», 1981г.

В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», М., ТВ «Сфера», 2008г.

. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, ТВ «Учитель»,2007г.

А. И. Иванова «Живая экология», М., ТВ «Сфера», 2009г.

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», М., Мозаика-Синтез, 2015г.

Публикации по теме:

«Они живут рядом с нами!». Фотоотчёт о тематической неделе во второй младшей группе, посвящённой птицам«Они живут рядом с нами!». Фотоотчёт о тематической неделе во второй младшей группе, посвящённой птицам С 1 апреля во второй младшей группе была проведена тематическая неделя посвящённая птицам с загадочным названием - «Они живут рядом с нами!».

Фотоотчёт о празднике «Если папы с нами рядом — не страшны нам и преграды»Фотоотчёт о празднике «Если папы с нами рядом — не страшны нам и преграды» Уже стало традицией проведение в нашем детском саду праздников, посвященных дню защитников Отечества, где папы играют и соревнуются вместе.

Конспект НОД по закреплению знаний о домашних животных и их детёнышах «Кто живёт рядом с нами» во второй младшей группе НОД ФЦКМ (познание) «Кто живёт рядом с нами» (для детей второй младшей группы) Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Кто живет рядом с нами?» Тема: Кто живет рядом с нами? Образовательные области: «Познавательное развитие (ФЦКМ)», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цели:.

НоД «Кто рядом с нами живет?» КОНСПЕКТ непосредственно-образовательная деятельность с детьми 1,6-2 лет «Кто рядом с нами живёт?» Цель: дать детям представление о домашних.

Педагогический проект «Кто живёт рядом с нами» .

Социальный проект Социальный проект для детей первой семейной группы Воспитатель: Заборянская Юлия Александровна «Мусор Земле не к лицу» Тип проекта: социальный.

Социальный проект «Прикосновение к войне» Одним из приоритетных направлений в России является. Гражданско-патриотическое воспитание личности. Президент РФ Владимир Путин на встрече.

Социальный проект «Территория сказки»Социальный проект «Территория сказки» Социальный проект «Территория Сказки» I Раздел: • номинация: «Социальный проект»; • автор, должность: Чудинова Людмила Юрьевна • название.

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Зеленая аптека рядом с нами» Актуальность: Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Растения рядом с нами». Социальный проект «Экология и ОУ»
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 14:28
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Растения рядом с нами». Социальный проект «Экология и ОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Котова (УИ 683566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД