Папки-передвижки

Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению.

Марина Долгова
Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению.
▼ Скачать + Заказать документы

«Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе она перестает быть игрой».

Ершова А. П.

Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению

Публикация «Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению,» размещена в разделах

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый

обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями дошкольной организации.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

По этому, приоритетными задачами в вопросе развития социально-психологической готовности к школьному обучению являются:

- сформированность у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;

- сформированность учебного и социального мотивов учебной деятельности;

- самореализация дошкольника в социуме.

Реализация данных задач в процессе организации образовательного процесса, осуществляется с использованием социо-игровой технологии. Авторы данной технологии Букатов В. М, Шулешко Е. Е, Ершова А. П. Социоигровая технология это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, она основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами). Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе, осуществляется с использованием следующих принципов:

1. Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

2. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.

3. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

4. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

5. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

6. Движение и активность.

7. Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

При применении социоигровой технологии важно соблюдать ее этапы:

1. Объединение в микрогруппы. Деление на группы можно организовывать по-разному: - по половому признаку, расчет на 1-ый, 2-ой, по принципу кто на каком этаже живет, по сходству (по цвету волос, глаз, одежды, по наглядному материалу (разрезные картинки, цветные палочки или картинки) и др.

2. Придумывание названия команды и выбор лидера: дети придумывают название команды в соответствии с раздаточным материалом или самостоятельно. Задача капитана в этом случае состоит в том, чтобы выбрать задание, донести и объяснить его, участникам своей команды. На этом этапе, важно объяснить детям, что во время игр будет происходить выбор лидера (капитана) команды, при этом в роли капитана сможет побывать каждый участник команды.

3. Выполнение самостоятельной работы командой. Все участники команды стараются выполнить задание быстро и правильно, при этом дети учатся взаимодействовать и помогать друг другу.

4. После выполнения всех заданий и упражнений происходит обсуждение результатов детской деятельности. При этом, можно использовать такие приемы как: «шапка вопросов и ответов», «волшебный микрофон», «беседа по вопросам». При реализации данного этапа можно стоять в кругу, держась за руки; сидеть не ковре или на стульчиках.

Социо-игровая технология делает образовательный процесс более увлекательным для детей; способствует развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитывает у дошкольников желание узнавать новое; помогает детям научиться эффективно общаться.

Использование социо-игровой технологии позволяет организовать образовательный процесс, направленный на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, позволяет воспитать самостоятельно мыслящую, социально-активную и саморазвивающуюся личность дошкольника перед этапом поступления в школу.

Далее приводится Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением социо-игровой технологии «Скоро в школу!». Представленный в рамках конкурса «Воспитатель года – 2017».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе «Скоро в школу!

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: повышение уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять знания о геометрических фигурах; умение выделять существенные признаки предметов и на этой основе производить необходимые суждения.

2. Развивающие: повышать мотивационную готовность к школьному обучению, развивать речь, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику рук. Развивать умение работать сообща в командах; формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

3. Воспитательные: расширять представления о школьной жизни, воспитывать у детей познавательный интерес, самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Методы и приемы: социо-игровой метод: работа малыми группами, смена лидерства, динамичность; наглядные приемы: рассматривание картинок, работа с раздаточным материалом; словесный метод: беседа, художественное слово; практический метод.

Материал и оборудование: проектор, экран, компьютер, микрофон, мультимедийная презентация к занятию, видеоролики с приветствием В. В. Путина и обращение к детям (c сайта уoutube.com, цветные карандаши, конверты с заданиями: для 1 задания – «Конверт наоборот». 2 задание конверты для каждого участника команды с контурным изображением предметов, среди которых присутствуют по одному предмету из школьных принадлежностей: у одних изображение ручки, у других – изображение карандаша. 3 задание – два подноса с раздаточным материалом для каждой команды: листы белого картона для каждого участника и наборы геометрических фигур. 4 задание – две разрезные картинки на школьную тематику (картинки разрезаны на столько частей, сколько участников в одной команде, обратные стороны частей картинок разного цвета: для одной команды красного, для другой синего. 5 задание – бейджики для участников занятия с их именами, у пятерых детей с картинкой «книжки» у других пяти участников «карандаши»; конверты к заданию «Зашифрованное слово».

Ход непосредственной образовательной деятельности

- «Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть, меня зовут (имя педагога, я приглашаю вас встать в круг и поздороваться друг с другом: «Доброе утро, (имя ребенка, хорошего настроения!» (В кругу, участники занятия приветствуют друг друга; первым приветствие начинает педагог-психолог. Хлопком о ладошку соседа справа педагог произносит слова: «Доброе утро, (имя ребенка, хорошего настроения!» Таким образом, все участники занятия приветствуют друг друга).

- «Совсем недавно в нашу Республику Марий Эл приезжал Владимир Владимирович Путин. А вы знаете, кто это? (ответы детей)

- Ему рассказали о вашем районе, и о том, что в нем есть детский сад «Название дошкольной организации», где дети очень дружные, смышленые, сообразительные и что они готовятся в этом году пойти в школу. Этому вопросу президент уделяет большое внимание. Ребята, вы, правда, собираетесь в школу? (ответы детей).

Владимир Владимирович сам хотел посетить ваш детский сад, но не смог в виду того, что у него много очень важных государственных дел. И вот сегодня мы по прямому включению свяжемся с президентом Российской Федерации

В. В. Путиным. (На экран выводится ролик, в котором В. В. Путин здоровается с участниками).

- И так, связь налажена: «Здравствуйте, Владимир Владимирович». (Ролик прерывается).

- Ребята, прямой эфир прервался, связь потеряна, что же нам делать? Как мы можем показать Владимиру Путину, что вы самые дружные, сообразительные и все готовы пойти в школу (ответы детей).

- Давайте снимем передачу про вас и потом отправим в Москву.

- И так, включаем камеру. Дети, вы готовы? (да).

- Добрый день, Москва! В эфире детская передача «Скоро в школу!» Сегодня участники нашей передачи дети подготовительной группы, детского сада «Золотая рыбка». Ребята, поздороваемся со зрителями и скажем: «Здравствуйте!» (дети приветствуют зрителей и гостей передачи).

- Наши дети готовы пойти в школу и справятся с любыми заданиями!»

Задание 1. И так, мы начинаем, у меня есть конверт, в котором все перепуталось, он так и называется «Конверт Наоборот». В нем странные предложения. Я буду читать их, а вы будете говорить исправленный верный вариант:

- В школу можно приходить, когда захочешь (в школу нужно приходить к началу первого урока).

- Урок начинается и заканчивается, когда надоест сидеть (урок начинается и заканчивается, когда прозвенит звонок).

- В школу с собой приносят корзину с игрушками (в школу с собой приносят портфель с учебниками и тетрадями).

- Во время урока можно ходить по классу (во время урока нужно сидеть за партой).

- В школу ходят, чтобы родители могли уйти на работу (в школу ходят, чтобы получать знания).

- За знания и ответы на уроке дают витамины (за ответы на уроке ставят оценки).

- Самая хорошая оценка -2 (самая хорошая оценка -5).

- В школе учат повара (в школе учат учителя).

- Ну что же, вижу, вы уже много знаете о школе». Молодцы! Давайте, мы присядем на стульчики за столы. Обратите внимание, на ваших столах прикреплены звездочки. На этом столе красная звездочка, а на другом синяя звездочка. Таким образом, у нас получились две команды. А сейчас, я предлагаю командам выбрать своих капитанов, которые подойдут ко мне и получат задания. Капитаны достаньте из конверта карточки и раздайте участникам команды.

Капитаны каждому участнику команды раздают карточки с контурным изображением различных предметов, среди которых есть школьные принадлежности (ручка – у одних детей и карандаш у других).

- Задание 2. Ребята, какие школьные принадлежности вы знаете? (ответы детей). Замечательно. Посмотрите, пожалуйста, на ваши карточки. На них несколько изображений. Вам нужно закрасить только один предмет, который относится к школьным принадлежностям. А остальные предметы не закрашиваем.

- Все справились с заданием. Молодцы! Ребята встаньте, пожалуйста, и посмотрите, у кого какой предмет закрашен (ответы детей). Сейчас мы снова с вами разделимся на команды. «Как вы думаете, какие команды у нас получатся? (команда «Ручки» и команда «Карандаши»).

- «1, 2, 3 – команду свою найди! «Карандаши» подойдите к столу с синей звездочкой, «Ручки» с красной.

- А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка: «Скоро в школу!»

Скоро в школу мы пойдём (ходьба на месте)

И портфель с собой возьмём (ритмичные хлопки)

В школе будем мы читать (повороты головы вправо, влево)

В школе будем мы писать (пальчики «здороваются»)

И учиться все на пять! (показ 5 пальцев)

- Отдохнули. Теперь каждая команда выбирает нового капитана. Капитаны подходят ко мне получают задание и раздают его каждому участнику своей команды.

Капитаны получают конверты на каждого участника команды с одинаковым набором геометрических фигур и листом белого картона.

Задание 3. «Запомни и выполни». На экран выводится слайд с изображением рисунка, составленного из геометрических фигур набора участников команды.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Обратите внимание, что на нем изображено, запомните, сейчас я закрою картинку, а вы по памяти выложите такой рисунок у себя на картоне. Готовы? Приступаем.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли участники вашей команды справились с заданием? (Дети проверяют работу друг друга). А сейчас мы вместе проверим, посмотрите на экран. Все справились? Молодцы. У всех получилось!

- Задание 4. Ребята посмотрите, у меня здесь 2 картинки, но они смешались. Что нам нужно сделать, чтобы разделить их и составить эти картинки (ответы детей). Правильно, обратные стороны этих картинок разного цвета. Возьмите по одной части. Те, у кого красного цвета можете пройти, к столу с красной звездочкой, а те, у кого часть синего цвета – к столу с синей звездочкой.

- Мы снова разделились на команды.

Дети в команде выполняют задание – собирает общую картинку из частей.

- Замечательно! Все справились с заданием. Вы, правда, очень смышленые!»

- Задание 5. А сейчас вас ждет задание от наших постоянных телезрителей. Для того чтобы его выполнить его посмотрите на ваши бейджики. Это такие карточки, на которых написаны ваши имена. Что вы видите? (ответы детей) и в соответствии с этими картинками, мы с вами снова разделимся на команды. (Происходит деление на малые группы и выбор капитана).

- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите (изображение предметов). Это не просто картинки – это шифр, в этих картинках зашифровано слова. Давайте попробуем их отгадать (ответы детей).

- Телезрители оставили нам подсказку слово можно расшифровать по первому звуку названия каждой картинки.

Капитаны выберите, пожалуйста, конверт с заданием (в конвертах полоска с таким же изображением предметов: для одной команды изображены: «шкаф, кот, окно, лиса, арбуз»; для другой команды: «платье, енот, ножницы, арбуз, лиса»).

- Да, это слова «Школа» и «Пенал» Молодцы ребята!

Рефлексия: В конце нашей передачи, мне хотелось бы узнать, что вам понравилось сегодня при съемке передачи больше всего? (педагог берет интервью у участников).

- Я очень рада была с вами познакомиться, у нас получилась очень интересная передача. Мне понравилось, какими активными вы были, как вы выполняли все задания, отвечали полными предложениями, проявляли самостоятельность, старались и помогали друг другу.

Внимание, у нас восстановилась прямая связь с Москвой! Владимир Владимирович Путин на связи. Ребята, чтобы вы хотели сказать или пожелать президенту Владимиру Путину? (ответы детей).

(Ответное слово В. В. Путина – видеоролик с сайта youtube.соm (речь В. Путина в г. Сочи в центре для одаренных детей «Сириус»).

Спасибо всем вам за участие в нашей передаче и так как вы все этой осенью пойдете в школу - хочу пожелать успехов и только хороших оценок! Съемка закончена, выключаем камеру!»

Ребята, будущие первоклассники, я приглашаю вас встать в круг, взяться за руки и поблагодарить друг друга: «Спасибо всем, до новых встреч!»

Библиографический список:

1. Электронный ресурс - Yandex.ru Режим доступа: www.openlesson.ru

2. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

3. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Т. В. Волосовец. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2011 г.

4. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – Изд. 2. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016 г.

Публикации по теме:

Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе Адресная направленность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям.

Линии развития, определяющие готовность ребёнка к школьному обучению В современной педагогической и психологической литературе неоднократно рассматривалось содержание основных составляющих психологической.

Проблема психологической готовности к обучению в школе «Проблема психологической готовности к обучению в школе» учитель-дефектолог: Князева С. И. Проблемой изучения психологической готовности.

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению Педагогический коллектив нашего ДОУ на протяжении многих лет уделяет большое внимание подготовке детей к школе. С введением Федерального.

«Домашние животные». Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Социо-игровая технология «блуждание по картине» Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Социо-игровая технология «Блуждание по картине» Тема: «Домашние животные». Интеграция.

Педагогический совет в форме дискуссии «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» — технология развивающ Педагогический совет в форме дискуссии «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - технология развивающего обучения.».

Развитие мыслительных операций у дошкольника как основа готовности ребенка к обучению в школе Развитие мыслительных операций у дошкольника как основа готовности ребенка к обучению в школе. Трусилина Светлана Валерьевна, воспитатель.

Социо-игровая технология как стиль работы с детьми по формированию личности и развития коммуникативных способностей В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – развитие ребенка дошкольного возраста.

Теоретический анализ аспектов психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников в литературе Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.

Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению Весь период дошкольного детства требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а старший дошкольный возраст, когда ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению.
Опубликовано: 6 сентября 2017 в 16:11
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Долгова (УИ 186745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД