Получи документы

Содержание и методы работы над интонационной выразительностью речи детей старшего дошкольного возраста

Ирина Субботина
Содержание и методы работы над интонационной выразительностью речи детей старшего дошкольного возраста

Процесс развития интонационной выразительности речи предполагает освоение не только содержательной, но еще и образной, эмоциональной стороны языка. Интонационная выразительность выступает как качественная характеристика речи, поэтому она рассматривается в качестве важного показателя речевой культуры личности. Безусловно, использование детьми разнообразных средств интонационной выразительности речи является важнейшим условием своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития [41, с. 18].

Публикация «Содержание и методы работы над интонационной выразительностью речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Правильное применение интонационных средств выразительности в речи связано с тем, насколько сформированы речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, а также способность грамотно и правильно использовать голосовой и артикуляционный аппарат.

Ребенок должен овладеть интонационными средствами выразительности для того, чтобы он был способен передать собственные чувства и переживания. Интонационной выразительностью дети начинают овладевать к возрасту пяти лет. Чаще всего это происходит в процессе взаимодействия с взрослыми. Работу по развитию интонационной выразительности речи следует проводить последовательно, она должна включать в себя два основных этапа:

1. На первом этапе формируется сам по себе навык восприятия интонации;

2. На следующем этапе ребенок учится воспроизводить интонацию в собственной речи.

Прежде чем начинать занятия, взрослый может прочесть ребенку один и тот же текст, но сначала монотонно, а потом используя средства выразительности.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен понять разницу, что неизбежно приведет его к потребности научиться тому же у взрослого.

Поэтому, создавая условия для взаимодействия с взрослым, педагоги и родители должны помнить, что ребенок способен воспроизвести не только слова и отдельные фразы, но и мелодику.

Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше использовать при повторении дважды сказанной фразы, скороговорки или стихотворения. Сначала «нарисуйте» в воздухе мелодику вместе с детьми, а затем ребенок продирижирует её самостоятельно.

Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса: например, повторить звукоподражание взрослого животного и его детеныша, игры типа «Вопрос – ответ», где сопоставляется анализ двух образцов высказываний с различной мелодикой.

Формирование навыков восприятия тембра у детей необходимо начинать с понимания радости и грусти. Это на следующем этапе позволит использовать уже менее контрастные тембровые окраски.

Темп – это ускорение или замедление скорости произносимых предложений. Для контроля темпа речи необходимо познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала детей знакомим с контрастными видами темпа: «медленно» и «быстро», а потом предлагается образец умеренного темпа.

Кроме этого, важно научить детей и логическому ударению, это необходимо по той простой причине, что необходимо обучить ребенка заканчивать фразу самостоятельно.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:

средним темпом;

ритмичностью;

умеренной силой;

средней высотой голоса;

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шёпотом, и громко, и медленно, и быстро. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная со старшей группы, педагог учит детей интонационной выразительности не только в собственной речи, но и при передаче речи автора или сказочных героев. Важно научить ребенка говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы. Выразительность появляется тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношение, конкретное эмоциональное состояние. В связи с этим очень важно научить создавать и положительный эмоциональный фон речи.

В сюжетно-ролевых играх дети изображают мир взрослых, копируют их слова, интонацию, жесты.

Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми. Которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Скороговорки, приветствия, обращения, произнесение имени с разными эмоциями и интонациями также способствуют развитию выразительности речи.

Для того чтобы развивать интонационную выразительность речи, педагоги используют определенные методы. Они могут применяться как совместно, так и в отдельности, тем не менее, их применение должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

В процессе развития интонационной стороны речи необходимо, чтобы дети повторяли за героями сказанное или сочиняли сказки, содержащие эмоции или другие чувства тех, кто изображён, или самостоятельно показывали интонационно, что именно они ощущают.

В процессе формирования интонационной стороны речи наглядность используется достаточно редко.

Словесные методы – это, прежде всего, методы, связанные с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, которые предусмотрены программой. Используются, в том числе и наиболее сложные методы, такие как заучивание наизусть и пересказ. Интонационная сторона речи активно формируется в процессе пересказа, если в литературном произведении есть несколько героев – ребенок вполне может выступить за некоторых из них.

Следует отметить, что в наименьшей степени в дошкольных учреждениях распространен метод рассказа воспитателя, несмотря на то, что он должен применяться и в группах раннего возраста (рассказ без показа, а также в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) [32, с. 59 - 60].

Этот метод все же активно используется при формировании выразительности в речи, так как рассказ воспитателя часто служит эталоном выражения тех или иных эмоций в речи.

Кроме этого, к методам формирования выразительности речи можно отнести прослушивание сказок и аудиокниг. Именно в них отображаются возможности вербальной стороны общения.

В данной совокупности методов активно используют наглядность, так как рассказ может быть сопровождён картинками, изображающими невербальную сторону речи, например, страх, ужас или улыбку героя, например, педагог просит детей старшей дошкольной группы посмотреть на иллюстрацию, где изображен тот или иной герой произведения и попробовать рассказать, а также показать мимикой его настроение.

Кроме того, в старшей группе с целью закрепления знаний, а также с целью приучения детей к коллективному разговору применяется метод беседы.

Целью практических методов является обучение детей на практике применению полученных знаний, а также помощь в усвоении речевых умений и навыков. В детском саду практические методы характеризуются чаще всего игровым характером.

Обратим внимание, что дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) является универсальным методом закрепления знаний и умений. Она используется с целью решения всех задач по развитию речи. Работу со знакомым литературным текстом, возможно проводить посредством игры – драматизации, настольной инсценировки.

К практическим методам следует отнести разработанные А. Г. Арушановой наглядные игры, представляющие собой занятия и игры – инсценировки этического характера.

Для их проведения необходимо использовать соответствующее оборудование: куклу и игрушечного мишку больших размеров (примерно 1 м 20 см, что обеспечивает действия с игрушками как с партнерами и дает большой воспитательный аффект [7, с. 59].

Следует отметить, что основной задачей таких игр – занятий является воспитание культуры поведения детей.

Они являются чрезвычайно важными для развития выразительности речи, так как обогащают словарь и закрепляют навыки разговорной речи.

Таким образом, процесс развития интонационной выразительности речи предполагает освоение не только содержательной, но еще и образной, эмоциональной стороны языка. Содержание работы педагога над интонационной выразительностью речи детей старшего дошкольного возраста включает в себя два основных этапа: формирование навыка восприятия интонации самого по себе и применение полученных навыков в собственной речи. Также приходим к выводу, что методов работы над интонационной выразительностью достаточно (визуальные, словесные, метод рассказа). Методы могут применяться как совместно, так и в отдельности. Важно понимать, что применение тех или иных методов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приема мнемотехники» Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Свое выступление я хотела бы начать словами известного педагога:.

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования, процессы.

Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста Правильное формирование словаря детей дошкольного возраста служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика имеет огромное.

Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается.

Опыт работы в старшей группе на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувствии мыслей,.

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Здравствуйте, коллеги. Хочу поделиться с вами опытом использования технологии «Ситуация» в организации НОД «Лес наш друг» в группе компенсирующей.

Роль художественной литературы в процессе работы над интонационной выразительностью вопросительного предложения В работе над интонационной выразительностью вопросительного предложения я очень часто отмечала, что особенно трудно дается детям умение.

Содержание и организация наблюдений и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста Содержание и организация наблюдений и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста. При организации прогулок происходит интеграция.

Консультация «Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Власевская Надежда Алексеевна Воспитатель высшая квалификационная категория Отличник образования РС (Я) МБДОУ Д/С №41 «Росинка» «Развитие.

Опыт работы «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Выступление на педагогическом совете №3 «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание и методы работы над интонационной выразительностью речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 12:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД