Папки-передвижки

Роль художественной литературы в процессе работы над интонационной выразительностью вопросительного предложения

Татьяна Тукиш
Роль художественной литературы в процессе работы над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В работе над интонационной выразительностью вопросительного предложения я очень часто отмечала, что особенно трудно дается детям умение задавать вопросы, используя вопросительную интонацию. Считаю, что в данном направлении большая роль отводится выбору литературного материала. Детям должны быть интересны произведения, используемые при обучении. Тогда процесс восприятия и усвоения информации будет более качественным. Каждый педагог должен иметь большой запас литературных произведений (тщательно отобранных) по изучаемой теме. Предлагаю вам некоторые из обширной картотеки.

Публикация «Роль художественной литературы в процессе работы над интонационной выразительностью вопросительного предложения» размещена в разделах

Белый пудель,

Людин пудель

Нес на блюде

Сладкий пудинг

Белый пудель,

Людин пес

Целый пудинг

Люде нес.

Белый пудель,

Людин пудель

Съел украдкой

Сладкий Пудинг!

Белый пудель,

Верный пес,

Что ж ты пудинг

Не донес? (Л. Мезинов)

Волнуются волнушки:

- Как быть нам без кадушки?

Все грибы в кадушках!

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки - ты!

Очень вкусные грибы! (Ю. Капотов)

В зоопарке

Полярный медведь, что дремал под скалой,

Увидел вдруг бурого братца…

– Откуда, – он рявкнул, – грязнуля такой?

И надо же так ИЗВАЛЯТЬСЯ!

Но где отыскал ты, приятель, ответь,

Такое количество сажи?. –

…Проснулся сосед его, бурый медведь,

И сел от волнения даже.

– Ой, белый медведь… Да не снится ль он мне?

Я в жизни с таким не встречался!

Эй, коли уж ты прислонился к стене,

Пошел бы, чудак, искупался! (Мезинов Леонид - Эдуард Авакян)

Бегемот на улице

Кричал и толпился у сквера народ:

– Живой бегемот? Но откуда?

– Откуда он взялся? Куда он идет?

– Вот чудо, великое чудо!

А он не спеша продвигался вперед,

То медленно рот разевая,

То прыгать пускаясь… Казалось, бредёт

Куда-то гора небольшая.

Сбавляли трамваи стремительный ход,

В домах дребезжала посуда.

И плыл, как корабль по волнам, бегемот

Средь грохота, звона и гула,

И криков прохожих, и лая собак…

И молча из шумных окошек

Смотрели, как шёл бегемот в зоопарк,

Сто мрачных, взъерошенных кошек.

Мезинов Леонид - Эдуард Авакян

Ива

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам её спросить? Ирина Токмакова

Куда в машинах снег везут?.

Куда в машинах снег везут?

Наверно, в странах жарких

Его ребятам раздают

На Новый год в подарках.

Получат полные кульки —

И все бегом играть в снежки!

Снежки не долетают,

На жарком солнце тают,

И только лужи там и тут… Ирина Токмакова

А. Пенопластов

Почему у кошки хвост?

Почему над речкой мост?

Почему идем гулять?

Почему мне нужно спать?

Почему вода из крана?

Почему соседка Жанна?

Почему зажегся свет?

Мне ответят или нет?

Почему скрипят качели?

Почему в метро мы с ели?

Где кончается дорога?

И что такое недотрога?

Я хочу узнать все это,

И когда наступит лето?

И когда я буду взрослой,

Стану выше мамы ростом?

С. Зайчик

Почему бывает дождик?

Почему течёт вода?

Почему краснеет борщик?

Почему горит звезда?

Почему кот лижет лапу?

Почему нет ночью дня?

Почему зовёт мой папа

Почемучкою меня?

Л. Заикина

Почему кричат коты?

Для чего растут хвосты?

Где ночуют в речке раки?

Сколько лет живут собаки?

Разводя в сторонки ручки,

Вновь с вопросом Почемучка

Папа снова в интернете,

Ищет все ответы детям.

Чтобы умным рос малыш

Точный дать ответ спешишь

Т. Ефимова

Почему на небе тучки?

Почему замёрзли ручки?

Почему на речке мост?

Почему у кошки хвост?

Почему бежать быстрее?

Почему мы не успеем?

Почему я – тихоход?

Почему трамвай не тот?

Почему заплакал мальчик?

Почему вдруг лопнул мячик?

Почему фонарь горит?

Почему подъезд закрыт?

Почему от чая лужа?

Почему закончен ужин?

Почему пора в кровать?

Почему с утра вставать?

Почему ты гасишь свет?

От кого покоя нет!

Т. Лаврова

Почему сегодня солнце

Ярко светит к нам в оконце,

А у неба синий цвет?

Потому что тучек нет.

Почему в весенний день

Ходит Таня словно тень,

Не танцует, не поёт?

Потому что дождь идёт.

Почему, проснувшись рано,

Кот не стал просить сметану,

Лишь воды попить хотел?

Потому что рыбу съел.

Почему звучит у нас

Каждый день и каждый час

Сто вопросов ни о чём?

Потому что мы – растём!

Л. Нижегородцева

Почему у кошки - лапы,

А у куриц- ноги?

Почему зайчонок в норке,

А медведь в берлоге?

Почему висят сосульки

С крыши вверх тормашками?

Почему у черепахи

Твёрдая рубашка?

Почему у друга Вовы

На носу веснушки?

А у Катиной сестрёнки

В растопырку ушки?

Почему я- надоеда?-

Я не понимаю.

Я ведь спрашиваю взрослых

То, чего не знаю.

Я не знаю про ракеты

И про водороды,

Про подарки Дед-Морозу

Для нового года:

Почему подарки эти

Мама покупает,

А потом в халат и вату

Папу наряжает?

А зачем? А где? А как?

Для чего? А сколько?

Ну и ладно. Сам узнаю.

Подрасти бы только!

Е. Кравченко

Говорят мне папа с мамой,

Что я много говорю.

Ну а я ведь не болтаю,

А вопросы задаю.

Потому что есть на свете

Очень много "почему?",

На которые ответить

Очень трудно самому.

Почему снег идет?

Почему растаял лед?

Как до радуги дойти?

Почему звенят ручьи?

А когда нам светит солнце,

Где же прячется луна?

Почему планет так много,

А Земля всего одна?

Могут взрослые ответить

На любой почти вопрос.

Стану взрослым и не буду

Им устраивать допрос.

А пока от них я слышу

Всё не то, что я хочу:

"Где ты был?", "Ты пообедал?".

Ну а я узнать хочу:

Почему они забыли,

Что когда им было семь

И они узнать хотели

"Почему?" или "Зачем?"

Все им было интересно.

. Эх, скорей бы я подрос

И тогда б я смог ответить

На любой на их вопрос.

Т. Прокушева

-Почему собака – Шарик,

Ведь она не катится?

Отчего горит фонарик?

Скоро будет пятница?

Ну, когда же Мамин праздник?

Сколько дней ещё в году?

-Помолчи чуть-чуть, проказник:

Я сейчас с ума сойду!

-Помолчу одну минутку…

Всё, она уже прошла!

Я сегодня видел утку!

А у утки - два крыла?

Мама, это что такое?

Кто? Когда? Куда? Кому?

-Дай же мне чуть-чуть покоя!

-Сколько дать?

А почему?

А. Арешкина

Почему залаял песик

И зачем лошадке хвостик?

Почему жужжит пчела

И куда спешит она?

Почему на небе звезды

И где учат строить гнезда?

Почему на море ветер

И откуда мы на свете?

Почему песок ничей

И куда течет ручей?

И зачем на все вопросы

Есть всегда ответ у взрослых?

В. Ростовский

Почему восходит солнце?

Почему оно сияет?

И откуда льётся дождик?

И куда река впадает?

Как пробраться в телевизор,

Чтобы песенку пропеть?

Кто в компьютере играет?

Отчего мороз бывает?

Как летают самолёты,

И ракета как летает?

Если съесть кило пломбира,

Горло может заболеть?

Я подумал: ну и ну!

Сколько разных "почему"!

Но мне мама обещает:

Подрасту и всё пойму!

Лале

Объясни мне, мама,

Просто и толково

Почему троллейбус

Держится за провод?

Почему тельняшку

Зебра не снимает?

Кто луну, бедняжку,

Сбоку подгрызает?

Стала мама говорить

Мне про электричество -

Иностранных странных слов

Страшное количество.

Про движенье, про вращенье,

Притяженье, превращенье.

Только, честно говоря,

Все старанья были зря.

Если ты не знаешь, мама,

Так скажи об этом прямо!

А. Штро

Почему на небе тучки,

И куда они плывут?

Для чего ошейник Жучке?

А вороны где живут?

Как цветочки расцветают,

И зачем растет трава?

А волшебники бывают?

А летает тут сова?

Сколько ножек у букашки?

Бегемоты что едят?

Мама есть у ЧЕБУРАШКИ?

А деревья тоже спят?

А какого ветер цвета?

Чем его нарисовать?

А когда настанет лето?

А откуда цифра "пять"?

Может слон сидеть на стуле?

Кто царем назначил льва?.

Отчего вдруг у бабули

Разболелась голова?

Оттого, что моя внучка –

Где-куда-как-почемучка!

***

Л. Тильман

– Дедушка, зачем синица

Утром к нам в окно стучится?

Почему горят огни,

Но не греют нас они?

Отчего струна звенит?

Что такое – «знаменит»?

Почему, скажи, у ёлки

Не листочки, а иголки?

Где зимой жуки и осы?.

Улыбнулся хитро дед:

– Загляни-ка в Интернет,

Там на всякие вопросы

Всякий ты найдёшь ответ.

Публикации по теме:

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.

Мастер-класс для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста» .

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребёнка» Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге,.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль художественной литературы в речевом развитии детейРоль художественной литературы в речевом развитии детей Роль художественной литературы в речевом развитии детей (из опыта работы) Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней - чиста,.

Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» В. А. Сухомлинский При чтении книг.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Статья воспитателя детского сада Снетковой Светланы Алексеевны. "Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста".

Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Доклад Составила: воспитатель: Чикина Т. В. ,пер. кв. кат 1слайд Тема: Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников.

Презентация «Эмоциональное развитие дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы» Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Эмоциональная сфера является важной составляющей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в процессе работы над интонационной выразительностью вопросительного предложения
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 18:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД