Катя Лиходеева
Программа образовательной деятельности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1Пояснительная записка. 3
1.2 Основные научные концепции Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ….4
1.3 Цели и задачи реализации Программы. 4
1.4Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры). 5
2. ОРГАНИЗАЦИОННыЙ РАЗДЕЛ
Организация жизнедеятельности детей. 6
2.1 Распорядок дня. 7
2.2 Организация работы по укреплению здоровья детей. 8
2.3 Условия реализации Программы. 10
2.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды. 12
Публикация «Программа образовательной деятельности для детей 5–6 лет» размещена в разделах
3. ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ
Психолого-педагогические условия реализации Программы. 15
3.1 Воспитание и обучение в режимных моментах. 15
3.2 Воспитание и обучение в процессе детской деятельности. 21
3.3 Основные принципы организации образовательной среды. 24
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 27
3.5 Взаимодействие детского сада с семьей. 28
4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности с детьми 5–6лет
4.1 Возрастные особенности развития детей 5–6 лет. 29
4.2 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». 31
4.3Образовательная область «Познавательное развитие». 35
4.4Образовательная область «Речевое развитие». 41
4.5Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». 43
4.6Образовательная область «Физическое развитие». 49
4.7. Ожидаемые образовательные освоения программы…. 51
4.8 Учебно-методический комплект. 52
Приложение.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Планирование образовательной деятельности для детей 5 – 6 лет является общеразвивающей программой, составленной на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (издание шестое, Мозаика - Синтез, Москва, 2020 г.
Планирование образовательной деятельности предусматривает освоение содержания инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, дополняет ее и способствует гармоничному социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественному, физическому развитию детей, стимулируя их познавательную мотивацию, творческий потенциал, навыки здорового образа жизни, формирует интерес и ценностное отношение к совместной образовательной деятельности.
Планирование образовательной деятельности составлена с учетом основных требований ФГОС ДО и его образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», где приоритетом является приобретение опыта в разных видах деятельности детей и до работана с учетом майских указов Президента.
Планирование образовательной деятельности разработано в соответствии с нормативными правовыми документами:
Планирование непрерывной образовательной деятельности разработана на основе основного планирования непрерывной образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад № 7» и регламентируется нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Инновационная программа дошкольного образования/Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 20 мая 2015г. №2/15;
Устав МАДОУ «Детский сад №7».
Планирование непрерывной образовательной деятельности МАДОУ «Детский сад №7»
Содержание непрерывной образовательной деятельности строится на основе комплексной непрерывной образовательной деятельности :
• инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – М. : «Мозаика – Синтез», 2020г.
• Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в средней группе детского сада. -М. :Мозайка-Синтез,2016-112с.
«Основы здорового образа жизни» / Под ред. Н. П. Смирновой - 2009 г. ;
• «Азбука безопасности /Под ред. Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой-2013г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает в себя парциальную программу по направлению развития: познавательно-речевое развития
1.2 Основные научные концепции непрерывной образовательной деятельности «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Методологическую основу непрерывной образовательной деятельности составляют научные концепции программы «От рождения до школы». Это семь золотых принципов дошкольной педагогики:
- зона ближайшего развития (Лев Семёнович Выготский);
- принцип культуросообразности (Константин Дмитриевич Ушинский);
- деятельностный подход (Алексей Николаевич Леонтьев);
- периодизация развития (Даниил Борисович Эльконин);
- амплификация детского развития (Александр Владимирович Запорожец);
- развивающее обучение (Василий Васильевич Давыдов);
- пространство детской реализации (Николай Евгеньевич Веракса).
В программе использованы научные разработки В. И. Андреева, В. В. Беловой, К. Ю. Белой, В. П. Беспалько, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Е. Е. Крашенинникова, И. Я. Лернера, И. А. Помораевой, Л. И. Пензулаевой, Т. Ф. Саулиной, О. А. Соломенниковой, С Н. Теплюк, О. А. Шиян.
1.3 Цели и задачи реализации Программы
Главная цель дошкольного образования
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Эта цель является и всегда являлась главной целью программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Для достижения этой цели в пятом (инновационном) издании программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» была решена очень важная и актуальная задача — обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. При этом были сохранены все основные преимущества Программы : эффективность, доступность, применимость в массовом детском саду даже в условиях перенасыщенности групп и ограниченном финансировании.
Главное нововведение пятого (инновационного) издания Программы — это нацеленность на создание ПДР (пространство детской реализации) — поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. Пятое (инновационное) издание Программы предоставляет дошкольным организациям и воспитателям больше возможностей, стимулирует к творчеству.
Основные задачи
Содержание и механизмы, заложенные в программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Но даже самая прекрасная Программа сама по себе не может обеспечить оптимального развития детей — многое зависит от искусства воспитателя. Поэтому перед воспитателем ставится ряд первоочередных задач, которые нужно решать для достижения поставленной цели.
-Развивающие занятия
- Эмоциональное благополучие
-Справедливость и равноправие
Детско-взрослое сообщество
-Формирование ценностных представлений.
-ПДР (пространство детской реализации
-Нацеленность на дальнейшее образование
-Региональный компонент
-Предметно-пространственная среда
- Взаимодействие с семьями воспитанников
Регуляторные способности
1.4Ожидаемые образовательные результаты
Мотивационные образовательные результаты
Предметные образовательные результаты
Универсальные образовательные результаты
ценностные представления и мотивационных ресурсы
Знания, умения, навыки
когнитивные способности
регуляторные способности коммуникативные способности
Регуляторные способности
• инициативность.
• Позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.
• Позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело.
• Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим».
• Патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности.
• Уважительное отношение к духовнонравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны.
• отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
• Стремление к здоровому образу жизни.
овладение основными культурными способами деятельности, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
• овладение универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• овладение начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире.
• овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., знакомство с произведениями детской литературы.
• овладение основными культурногигиени че ски ми навыками, начальными представлениями о принципах здорового образа жизни.
• Хорошее физическое развитие (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение основными движениями).
• Хорошее владение устной речью, сформированность предпосылок грамотности. • Любознательность.
• Развитое воображение.
• Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.
• Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.
• Умение искать и выделять необходимую информацию.
• Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.
• Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.
• Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.
• Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
Умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией.
• Способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с остальными участниками процесса.
• Умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми.
• Умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельност
Умение подчиняться правилам и социальным нормам.
• целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели).
• Прогнозирование.
• Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.
• Самоконтроль и коррекция
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация жизнедеятельности детей
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
2.1 Режим дня
.
РЕЖИМ ДНЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (С 5 ДО 6 ЛЕТ)
(холодный период) Режим работы: 12часов
Режимные
моменты Время
проведения
Дома. Подъем, утреннийтуалет 6.30-7.30
В дошкольномучреждении
Прием, осмотр, игры (на прогулке, ежедневная утренняя гимнастика 7.00-8.35
Подготовка к завтраку, завтрак 8.35-8.55
Подготовка к НОД 8.55-9.00
Непрерывная образовательная деятельность 9.00- 9.55
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак 9.55 -10.10
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.10-12.10
Возвращение с прогулки, игры 12.10-12.20
Подготовка к обеду, обед 12.20 -12.50
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50-15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.00-15.15
Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.30
Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы, совместная деятельность с воспитателем индивидуально и по подгруппам 15.30-16.50
Непрерывная образовательная деятельность (понедельник, вторник, среда, четверг) 15.30-15.55
Подготовка к ужину, ужин 16.50-17.20
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, самостоятельная деятельность детей) 17.20-18.45
2.2 Организация работы по укреплению здоровья детей
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Закаливание детей
Закаливание детей включает комплекс мероприятий:
- широкая аэрация помещений (проветривание);
-оптимальный температурный режим;
-правильно организованная прогулка;
-физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
-умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры;
- специальные оздоровительные мероприятия (сауна, соляная пещера, фито-бар и прочее).
Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.