Ольга Инодворская
Содержательный раздел рабочей программы педагога-психолога для детей от 3 до 7 лет на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
II Содержательный раздел
2 Основная часть
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Работа с детьми.
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной и интеллектуальной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
Публикация «Содержательный раздел рабочей программы педагога-психолога для детей от 3 до 7 лет на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.
2. Работа с педагогами.
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
2.7. Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей.
3. Работа с родителями.
3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).
3.4. Просветительская работа среди родителей.
3.5. Организация и проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, родительских собраний, заседаний родительского клуба «7 я».
Особенности построения и формы реализации рабочей программы.
Психолого- педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад прохождения им в процессе социальной адаптации.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Развивающая работа и психологическая коррекция
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Система коррекционно- развивающей работы в учреждении построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи, запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Коррекционно- развивающей работе предшествует диагностическая. Информативные данные, которые получены в результате проведения психологической диагностики положены в основу разработки коррекционно- развивающих программ, выбора конкретной формы, технологии и содержания работы по данному направлению, определения адресной группы воспитанников.
Коррекционно- развивающая работа проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия строятся на основе психодиагностической работы (по запросу родителей, педагогов), результатом которой является создание диагностической основы для разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка с учетом его психологического статуса, социальной ситуации развития.
Коррекционно- развивающая группа формируется по направленности нарушений с учетом возрастных категорий воспитанников, схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Для каждой группы составляется коррекционно- развивающая программа.
В технологическом аспекте данное направление деятельности предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников; арт-терапия, куклотерапия, песочная терапия. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л. С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Педагог-психолог помогает создавать психолого-педагогические условия для реализации образовательной программы в учреждении:
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
• использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей;
• защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей;
Построение программы сопровождения для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики:
3- 4 года — восприятие
4- 5 лет — восприятие, эмоциональная сфера
5- 6 лет — эмоциональная сфера, коммуникативная сфера
6- 7 лет — личностная сфера, волевая сфера
Задание на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с интегрированным планом взаимодействия профильных специалистов, с учётом лексических тем занятий специалистов ДОУ.
Комплектация групп и продолжительность занятий с педагогом- психологом зависит от возрастной категории. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений. Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений меняется.
Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
План работы с детьми
Месяц Работа с детьми
Сентябрь 1. Психологическое сопровождение процесса адаптации.
2. Диагностика уровня развития психических процессов детей средних групп.
3. Проведение игровых занятий с детьми, посещающих центр игровой поддержки ребенка
Октябрь 1. Диагностика уровня развития психических процессов детей старших и подготовительных групп.
2.. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающих центр игровой поддержки ребенка
Ноябрь 1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающими центр игровой поддержки ребенка
Декабрь
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающими центр игровой поддержки ребенка
Январь Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающими центр игровой поддержки ребенка
Февраль Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающими центр игровой поддержки ребенка.
Март Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающими центр игровой поддержки ребенка
Апрель 1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающими центр игровой поддержки ребенка
2. Диагностическое обследование детей всех возрастных групп.
Май 1. Диагностическое обследование детей всех возрастных групп.
2. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, кружковых занятий в темной сенсорной комнате, занятий с детьми, посещающими центр игровой поддержки ребенка
Июнь Наблюдение за особенностями микроклимата группах.
Июль –август 1. Наблюдение за детьми в группах в период адаптации к ДОУ.
2. Психологическое сопровождение процесса адаптации
Работа с родителями.
Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в развитии. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать.
Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т. д.). Родителей с первой встречи психологически готовим к сотрудничеству со специалистами, причем не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач.
Формы работы с родителями:
— консультирование о путях и способах решения проблем ребенка;
— просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, заседаний родительского клуба «7 я»;
— проведение родительских собраний и «дней открытых дверей» с участием приглашенных специалистов:
— беседы-консультации
План работы с родителями
Месяц Работа с родителями
Сентябрь 1. Наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми.
2. Участие в родительских собраниях по актуальным темам возрастной психологии.
3. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Октябрь 1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.
2. Участие в родительских собраниях по актуальным темам возрастной психологии.
3. Оформление в группах уголков психологической консультации:
• «Кризис 3 лет» (младшие группы);
• «Если ребенок не хочет ходить в детский сад» (2-я младшая группа).
4. Заседание клуба для родителей «7я».
Ноябрь 1. Проведение индивидуальных консультаций.
2. Заседание клуба для родителей «7я».
3. Оформление в группах уголков психологической
консультации «Детская истерика: что хочет сказать ребенок?»
Декабрь Оформление в группах уголков психологической консультации:
• «Кризис 3 лет» (младшие группы);
• «Если ребенок не хочет ходить в детский сад» (2-я младшая группа).
3. Заседание клуба для родителей «7я».
Январь 1. Психологическая справочная на сайте учреждения:
- «Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка»
- «Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста».
Февраль 1. Стенд- консультация:
«Леворукий ребенок»
2. Выступления на родительских собраниях
(по плану воспитателей).
3. Заседание родительского клуба «7я».
Март
1. Разработка памяток для родителей: «Ребенок со страхами».
2 консультация:
«Агрессивный ребенок»
3. Заседание родительского клуба «7я».
Апрель 1. Консультация для родителей
«Кризис 7 лет».
2. Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
3. Заседание родительского клуба «7я».
Май 1. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.
2.«Психологическая готовность к школе» (старшие группы);
3. Тренинг, направленный на самопознание: «Старый заброшенный магазин»
Июнь 1. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.
Июль –август 1. Консультация: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
2. Участие в общем родительском собрании: презентация психологической службы учреждения.
3. Индивидуальное консультирование по вопросам индивидуальных особенностей адаптации ребенка к условиям детского сада.
Работа с педагогами
В учреждении работают высококвалифицированные специалисты, но наука и практика психологии и педагогики дошкольного воспитания бурно развиваются, предлагают новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все разнообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессиональном совершенстве.
Следовательно, еще одним направлением работы педагога-психолога учреждения является:
• повышение психологической компетентности педагогов через организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, педагогических мастерских;
• командная работа специалистов в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения;
• раскрытие «секретов» общения с большой и малой группой детей- дошкольников «Стратегия работы с детьми групп риска»;
• помощь правильного выбора коммуникативной позиции в общении с ребенком и его родителями; чувствования ритмики разговора, владения приемами «Я-сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и в решении его проблем.
• посещение занятий педагогом - психологом с последующим их обсуждением с педагогом;
• проведение психологических тренингов направленных на развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов и формирование у них навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями; администрацией и коллегами по работе;
• проведение индивидуальных консультаций по запросу (просьбе) педагога и др.
План работы с педагогами
Месяц Работа с педагогами
Сентябрь 1. Оказание помощи в период адаптации воспитанников.
2. Участие в педагогическом совете №1 (установочный).
Октябрь 1. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций. Работа по запросам.
2. Тест
«Самооценка эмпатических способностей»
Ноябрь 1. Индивидуальные консультации.
2. Консультация с элементами тренинга «Педагогическая этика в работе педагога ДОУ: взаимодействие субъектов образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Декабрь 1 Индивидуальное консультирование по запросам воспитателей.
2. Тренинг «День психологической разгрузки».
Январь 1. Встречи с воспитателями групп,
в которых есть дети- инвалиды с целью координации совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
2. Индивидуальное консультирование по запросам воспитателей
Февраль 1. Беседа с педагогами
на тему: «Как помочь гиперактивному ребенку»
2. Тренинг, напрвленный на командообразование, сплочение коллектива
Март 1. Индивидуальное консультирование по запросам воспитателей
2. Тренинг, направленный на развитие креативности педагогов.
Апрель 1. Работа по профилактике эмоционального выгорания:
Тренинг «Помоги себе сам» (обучение способам снятия психоэмоционального напряжения)
Май 1. Тест «Самоконтроль в общении»
2. Индивидуальное консультирование по запросам воспитателей
Июнь Индивидуальные консультации. Работа по запросам
Июль –август 1. Оказание помощи в период адаптации воспитанников.
2. Консультация: «Как помочь ребенку в период адаптации»
P.S:в данном варианте одного из разделов рабочей программы не удалось разместить пункт о приоритетных направлениях работы по реализации рабочей программы.