Елена Евстратова
Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звуки [С], [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Согласные звуки [c, с’], буква С. Закрепление.
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: Формировать фонематический слух через звуковой анализ слова;
Различать гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
Определять место звука в слове;
Подбирать схему – модель с заданным звуком;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста „Звуки [С], [С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Обозначать звуки условными знаками: гласные о – красным цветом, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным;
Познакомить с письменным обозначением согласной буквы С;
Соединять звуки в слияния, т. е. читать (слоговые домики);
Обогащать словарный запас детей по теме «Зима», «Олимпиада»;
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Технологии: Беседы, свободное общение, рассматривание, рассказывание.
Социально – активные методы: наблюдения, сравнения.
Социоигровые технологии: работа в парах, тренинги на умение договариваться, игры с правилами.
Оборудование: набор гласных букв, плакаты с предметными картинками на буквы С, З, схемы -модели слов, картины – иллюстрации по теме «Зима», цветные карандаши, простые карандаши, листы бумаги.
Ход НОД.
1. Сообщение темы и цели НОД.
Ребята, сегодня мы с вами будем снова обучаться грамоте и продолжим играть в игру «Учитель – ученик». Поговорим о звуках и буквах, познакомимся с новой буквой, какой, вы узнаете в ходе НОД. К нам в гости пришла наша знакомая Маша, она недавно побывала в гостях в городе Букваринске у букв, а находиться он за бумажными горами, за карандашными лесами, в грамматическом царстве. Принесла она нам плакат с иллюстрацией.
2. Выделение звука [с] и его характеристика.
Рассмотрите предметы на иллюстрации. Называя предмет, определите первый звук в слове (самолёт, слон, сумка [c]).
-Дадим характеристику этому звуку!
-(Согласный, твёрдый, парный).
-Докажите!
- (Звук [с] не поётся и не тянется и выдыхаемый воздух во рту встречает преграду).
Что объединяет все предметы на иллюстрации?
-(Согласный звук [c] в начале слова).
Представьте: Метель и вьюга замели все тропинки. На землю падают белые, хрустальные снежинки. Ой, снежинки не простые, волшебные. Снежинки превратились в модели – схемы слов.
Найдите модель слова с твёрдым, согласным звуком [c] в начале слова, в середине, в конце.
3. Знакомство с согласной буквой С.
- На что похожа буква С?
-(На месяц).
- Определите место звука [с’] в слове «месяц», выберите схему – модель с заданным мягким согласным звуком в середине слова?
Вывод: Согласная буква С имеет два звука [c, с’].
На письме мы будем обозначать согласные звуки [c, с’] печатной буквой С.
Письмо печатной согласной буквы С в воздухе.
Напишите букву С пять раз на листочках.
4. Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик гласных не нашёл,
Что бы ключ ему достать,
Надо на носочки встать,
Крепче Буратино стой,
Вот он ключик знаний твой. (Гласные буквы в руках у воспитателя).
5. Закрепление.
- Что у меня в руках?
-(Гласные буквы).
-Докажите.
-(Гласные буквы дают нам гласные звуки [а], [о], [у], [ы, [э], [и], которые поются и тянутся, и выдыхаемый воздух во рту не встречает преграды).
Гласные буквы рассыпались на столе.
Построим слоговые домики и прочтём их.
Заселяем согласные буквы С и гласные в домики на каждый этаж.
Первый домик с твёрдыми согласными слияниями.
Второй домик с мягкими согласными слияниями.
(Дети работают у доски).
Хоровое чтение детьми, интонационно понижая звук на следующем этаже (шёпот) и наоборот.
Юра приготовил для вас четверостишие.
- Определите к какому жанру устного народного творчества оно относится?
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом туту как тут.
(Загадка) Снегирь.
Дадим характеристику каждому звуку.
- Сосчитаем количество букв и звуков?
Почему букв 7, а звуков 6?
Отправляемся в зимний лес.
- Какой спортивный праздник мирового значения приближается?
-( 22 Зимние Олимпийские Игры).
- Какие вы знаете виды зимнего спорта?
Приготовьтесь показать в движении хоккей, лыжные гонки.
Вот мы и в лесу.
Поиграем в ассоциации по теме зима со звуками [c], [з].
(Мороз, снег, сани, снеговик, сноуборд, зима, снегурочка).
Итог НОД:
- С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Какие она даёт звуки?
Подбирали схемы слов с заданными звуками.
Строили слоговые домики и читали их.
Отгадали загадку.
Выполнили фонетический разбор слова «Снегирь».
Поговорили об олимпиаде, перечислили зимние олимпийские виды спорта, некоторые показали в движении.
Играли в игру ассоциации.