Светлана Софронова
Составление рассказов по мнемокартинкам
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи для детей старшей группы
«Составление рассказов по мнемокартинкам».
Программное содержание: сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе и о семье, способствовать развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления. Закрепить умение составлять рассказ, используя мнемотехнический прием.
Публикация «Составление рассказов по мнемокартинкам» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
Материал: мнемотаблица, мнемокартинки, мнемодорожки
Предварительная работа: беседы с детьми об основных сезонных изменениях в природе и о семье, рассматривание картин.
Ход занятия:
Вос-ль. Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Какие вы красивые и дружелюбные. Сегодня, я хочу с вами поиграть немного. Посмотрите, что я вам принесла. Это волшебные картинки, наши помощницы, они называются мнемокартинки. Как вы думаете, о чем можно рассказать, посмотрев на них?
Дети: О зиме.
Вос-ль: Правильно, о зиме. А как вы догадались?
Дети: На них изображены, признаки зимы.
Вос-ль. Молодцы! Правильно. Давайте назовём их.
Дети называют каждый признак зимы.
Вос-ль: А давайте, попробуем составить рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжите.
Примерный рассказ : Наступила зима. Выпал снег. Пушистым ковром лёг он на голые ветки деревьев. День стал короче, а ночь длиннее. Зимой холодно, поэтому мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках, на лыжах, коньках, лепить снеговика. Зимой мы празднуем Новый год. А ещё зимой бывает праздник 23 февраля – День защитника Отечества, праздник пап. Мы любим Зиму.
-Вам понравился рассказ?
Дети: Да!
Вос-ль: А кто мне скажет, какое следующее время года?
Дети: Весна.
Вос-ль: Правильно, весна! А давайте, составим рассказ о весне. Только нужно выбрать картинки, по которым мы сможем рассказать о весне. Кто мне поможет выбрать картинки?
Дети выбирают картинки.
Вос-ль: Расскажи, какие ты выбрал картинки.
Ребенок рассказывает о картинках, которые выбрал.
Вос-ль: А теперь, кто хочет рассказать о весне?
Дети рассказывают о весне.
Примерный рассказ : Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. На деревьях распускаются листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. 8 марта – первый весенний праздник. Это - международный женский день.
Вос-ль: Молодцы! Получился очень хороший рассказ о весне.
Вос-ль: А теперь, давайте немного отдохнем, сделаем короткую гимнастику. Я показываю на картинку, а вы повторяете, что на ней изображено.
Показываю мнемотаблицу с изображением гимнастических движений.
Вос-ль: Вам понравилась гимнастика.
Дети: Да!
Вос-ль: Посмотрите, я взяла две картинки. Почему, как выдумаете, я их выбрала?
Дети: Потому что, на них изображены праздники пап и мам.
Вос-ль: Правильно! А кто такие, папа и мама?
Дети: Это наши родители.
Вос-ль: По другому, как еще можно сказать?
Дети: Это наша семья.
Вос-ль. Молодцы! А как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, заботятся друг о друге. А ещё– когда помогают друг другу, жалеют друг друга, сочувствуют друг другу. Семья – это когда относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Вос-ль: Правильно. Семья – это дом, где всегда радостно, уютно и тепло, и где тебя всегда ждут.
А теперь, ребята, я предлагаю составить рассказы вам о своей семье. С кем живёте и где живёте, чем любите заниматься, с чем играть и т. д. Возьмите карточки-помощницы, разложите их по порядку, так, чтобы было видно с чего начать, чем продолжить и как закончить.
Дети раскладывают картинки.
Разложили! Молодцы. Сейчас подумайте и составьте свой рассказ о своей семье. Но помните! Рассказ должен быть не длинным, понятным и интересным.
Дети составляют рассказ.
Вос-ль: Кто желает? А вы ребята слушайте внимательно, не перебивайте своего товарища.
Спрашиваю 3-4 ребенка, после каждого рассказа дается краткий анализ, привлекаются к оценке дети.
Вос-ль: Чей рассказ понравился больше всего? Почему?
Ответы детей.
Вос-ль: Молодцы, ребята, все справились с заданием. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказы по мнемокартинкам.
Дети: Да.
Вос-ль: И мне тоже понравилось слушать ваши интересные и увлекательные рассказы. Спасибо вам большое, вы все молодцы!
Литература:Научно-методический журнал "Детский сад" №1 январь 2012г.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет
Волкова Ю. С. Опорные схемы для составления описательных рассказов.