Получи документы

Составление рассказов в рамках реализации технологии «Детский сад — дом радости»

Людмила Минибаева
Составление рассказов в рамках реализации технологии «Детский сад — дом радости»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из опыта педагогов видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.

Публикация «Составление рассказов в рамках реализации технологии „Детский сад — дом радости“» размещена в разделах

Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи.

Связная речь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Программа Н. М. Крыловой содействует обогащению развития связной ситуативной и контекстной речи.

Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности.

Большое внимание программа Н. М. Крыловой уделяет развитию монологической речи – составлению описательных и сюжетных рассказов, пересказам, придумыванию сказок с использованием моделей, плана и т. д. Это позволяет речь детей сделать выразительной, точной в подборе слов и выражений, с богатым словарным запасом. Составление и запись рассказов по темам является особенностью технологии. Вести запись рассказов начинаем с младшей группы и к концу подготовительной группы, ребенок получает тетрадь со своими собственными рассказами.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы с детьми составляем сюжетные и описательные.

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучению составления рассказов по рассматриванию и описанию игрушек, придумывание рассказов по содержанию картины. В данном возрасте особенно важно использовать разнообразные игровые приемы, что и предусматривает программа «Детский сад-дом радости», где дети обращаются к персонажу «Мишке», который всё путает и глупый. Дети, обращаясь к игрушке описывают предмет по предлагаемому воспитателем плану или модели рассказывания, и просят его взять, потому, что он удобный (бокал, кострюля, красивое, удобное (платье для куклы).

В средней группе, на пятом году жизни ребенок овладевает связной речью (повествование, описание, доказательство, объяснение, всеми ее видами Он может пересказывать небольшие литературные произведения обычным способом и творчески от лица героя, с удовольствием сочиняет загадки, сказки и рассказы об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

В старшей группе, ребёнок шестого года жизни овладевает разными видами текстов. Он осваивает повествовательный вид речи. С удовольствием сочиняет сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам на основе модели структуры сюжетного повествования: обрисовка времени-когда, места действия-где, действующих лиц и их деятельности-с кем, завязка-причина события-что случилось, развязка-окончание. Так же в старшей группе ребёнок с удовольствием сочиняет рассказы описания по модели1-название предмета,2-его назначение, 3-строение, 4-материал, 5-особенности поверхности, цвет, запах… Это умение помогает детям сочинять загадки.

В подготовительной группе дети сочиняют речевые тексты – монологи: сказки, пересказы от лица героя, сочиняют рассказы на тему, например, «Как я отдыхал летом»., составляют описательные рассказы. Овладев раннее моделью структуры рассказа, дети подготовительной группы могут для придания индивидуальности тексту менять его последовательность, сохраняя линию сюжета и все компоненты плана. Придумывая сказки дети в этом возрасте пользуются знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, победа добра над злом, волшебные герои и т. д.). Дети придумывают продолжение и конец к рассказу, рассказ по аналогии, рассказ по плану воспитателя.

Все рассказы составленные детьми мы записываем в тетрадь после совместного их разбора. Дети с удовольствием подходят к педагогу для того, чтобы тот записал его рассказ. При этом в течении нескольких дней, если составляем рассказ по картине, картина находится в группе. Если составляем рассказ по модели, то так же модель рассказа выставлена.

Роль развития речи ребёнка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка.

Публикации по теме:

НОД по реализации ОО «Коммуникация» (составление описательных рассказов по картинкам) с детьми 6–7 лет «Защитники Отечества» Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Коммуникация» с детьми 6-7 лет Тема: «Составление описательных рассказов.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №587 Составление рассказов по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление рассказов в рамках реализации технологии «Детский сад — дом радости»
Опубликовано: 3 июня 2015 в 20:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД