Папки-передвижки

Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»

Наталья Царюк
Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»

ЦЕЛИ: учить составления описательного рассказа по репродукции картины; развивать наблюдательность и зрительное внимание; развитие логического мышления и творческого воображения; развитие лексико-грамматического строя речи (обогащение и активизация словаря, построение сложных предложений); воспитание интереса к произведениям живописи.

Публикация «Составление рассказа по картине В, М, Васнецова „Аленушка“» размещена в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка»; серия карточек – символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце»).

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Сегодня мы будем рассматривать картину и рассказывать, что на ней изображено.

Чтение стихотворения М. Пожарова «Девочка в лесу»

О чём ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву!»

-«Я жду к себе русалочку,

Зову её, зову!

Никто не откликается, –

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо

И лес такой пустой.

- Есть ли общее в настроении стихотворения и картины?

2. РАБОТА С КАРТИНОЙ. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ТЕЛЕИГРА»

- Картина называется «Аленушка». Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)

- Какое произведение устного народного творчества напоминает эта картина? Почему?

- Художник написал «Аленушку» под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.

- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.

- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)

- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? (выставляются карточки-символы)

Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка.

- Что делает девушка? (символ) (Сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)

- Какие чувства вызывает она у вас? – (символ) (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).

- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? (символ, (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.

3. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем, Ходьба «змейкой».

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. Бег на носках.

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. Ходьба на пятках.

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

4. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ

- Где происходит действие картины? (символ, (Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный лес, пожелтевшая трава)

- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)

- Подберите теперь слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, унылое, серое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная); лес (мрачный, темный, таинственный).

5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТОЧЕК-СИМВОЛОВ

- Сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам эти карточки – символы (напоминаем значение карточек и выставляет их в последовательности рассказа : вопросительный знак, место действия, время действия, композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра, символ «сердце»).

Дети представляют свои рассказы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ.

Оценка рассказов детей

Публикации по теме:

Конспект ООД «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Подготовила и провела: Кутлуева С. А. - воспитатель высшей квал. категории Цель. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая.

Конспект НОД «Составление рассказа по картине «Зима» Конспект НОД. Область: Речевое развитие Интеграция: Физическое развитие,познавательное развитие Тема: Составление рассказа по картине.

Составление описательного рассказа по картине «Семья» Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Семья». Программное содержание: 1) Учить детей, рассматривая фотографии, называть.

Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Программное содержание: Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, при описании событий указывать время действия с использованием.

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» детский сад № 16 "Жемчужинка" воспитатель: Дергунова Е. А. Конспект занятий с детьми. Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.

Составление рассказа по картине «Зима» Составление рассказа по картине «Зима» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе. 2. Расширять,.

Составление рассказов по картине В. М. Васнецова «Богатыри земли русской». Непосредственно-образовательная деятельность в старш Составление рассказов по картине В. М. Васнецова «Богатыри земли русской». Непосредственно-образовательная деятельность в старшей- подготовительной.

Составление связного рассказа по картине «Волки зимой» Конспект занятия по развитию речи Составление связного рассказа по картине «Волки зимой». Цель: расширение представлений о жизни диких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 20:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД