Ольга Коновалова
Консультация «Советы логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Поговори со мной…
О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём разговаривали, но результата нет: сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Публикация «Консультация „Советы логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Какими упражнениями можно развивать речь?
Рассматриваете ли вы картинки, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Играйте в игру «Доскажи словечко» : взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.
Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» и ли необходимость лежат в постели.
К таким заданиям можно отнести:
•какими словами, красками можно описать время года;
•назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово цвет, только весёлые слова;
• расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. д. ;
•играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребё нку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы, потому что… ;
Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что… ;
Если бы я был Музыкой, то я бы…, потому что… ;
Если бы я был Мандарином, то я бы, потому что… .
•играйте в игру «Хорошо- плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
•играйте в слова с противоположным значением (антонимы) : весёлый - грустный, сильный – слабый и т. д. ;
•играйте с слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка… .
•Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
• Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лесу растут грибы. Шишки растут … ёлке).
•Учите ребёнка составлять рассказы по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро, середины (длинного, как день, и конца (короткого, как вечер).
•Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребё нка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун» сразу скисает.
Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии.
Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит, мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.
ПОМНИТЕ:
•Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
•Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
•Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
•Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
•Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!