Людмила Толстик
Советы логопеда «Чем занять ребенка на летних каникулах». Играйте с глиной, мокрым песком!
▼ Скачать + Заказать документы
1. Играем с песком, водой и глиной
Наступило долгожданное лето. Тело уже не сковано душной и тяжелой одеждой. Дни стали длинные-предлинные. Почти все свободное время можно проводить на улице. А там. А там можно наконец поиграть в то, во что не поиграешь в группе : в песок, камешки, глину, воду. Кстати! В Японии существует специальный парк, в котором взрослые получают редкую возможность побултыхаться, поваляться, изгваздаться в самых разных по густоте, липкости, вязкости и цвету видах грязи. Психологи считают, что это великолепное средство от стрессов. Почему? Такое валяние снимает бремя перфекционизма - стремления всегда быть безупречно хорошим, правильным. Оно освобождает эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого. (Так что не побрезгуйте разделить с малышом его игру, и вы тоже получите пользу для своего здоровья) Именно сейчас можно уделить время и «общению» с природными материалами: песком, водой, глиной. Игры с водой, песком и глиной не только развивают творчество дошкольников, но и помогают им в доступной и интересной форме познать свойства и качества природных материалов Игры с песком, водой и глиной любимое занятие детей на прогулке. Развитие познавательной активности об окружающем мире и о себе. Стимулировать освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания. Формирование положительного отношения к миру. Таким образом, каждый день, проведенный в детском саду - интересный, познавательный, радостный и полезный для здоровья.
Публикация «Советы логопеда „Чем занять ребенка на летних каникулах“, Играйте с глиной, мокрым песком!» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние занятия по лепке, пластилин
- Логопедические игры
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа логопеда. Логопедия
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
Какие же их свойства могут усвоить дошкольники? Они уже способны понять, что такое три состояния воды. Начнем с жидкого ее состояния - самого привлекательного для детей. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например:
- вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лупами солнца (лужи высыхают).
Сравнить свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму.
А есть ли форма у воды? Предложить детям бросить в таз с водой камешки. Можно спросить: всегда ли вода бывает прозрачной? В солнечный день вылейте на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.
Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт. Возьмите два ведерка (стаканчика и т. д., наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки, деревянные спилы и т. д.). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму.
А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (баночки, формочки и т. д.). В заключение обобщите результаты экспериментирования: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают. Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даем детям пить на прогулке).
Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. «Чистая вода ничем не пахнет», - убежденно говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Уточните смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Таким доступным способом можно сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.
Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложите вспомнить предметы белого цвета. Можно взять лист бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой или стакан. На основе наглядности дети убедятся: чистая вода не имеет цвета - она бесцветная.
С этим признаком воды непосредственно связан другой - прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на прогулке. Предложите им бросить в таз (бассейн) с водой камешки. Можно спросить детей: всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? В заключение подведите детей к обобщению: чистая вода - прозрачная; мутная и грязная - непрозрачная.
У воды есть еще один признак, ознакомиться с которым дошкольнику интересно: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий, безветренный день подведите детей к луже на асфальте. Рассмотрите, что отражается в воде. Старшим дошкольникам можно рассказать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.
Сложнее всего сформировать представление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака, поскольку детей надо предварительно познакомить с таким физическим явлением, как испарение. В солнечный день вылейте на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.
В повседневной жизни следует чаще привлекать их внимание к этому процессу: в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли и т. д. Вернулись с прогулки в сырой одежде - окна в раздевалке запотели, «заплакали».
Наполните бутылку водой примерно на?. Опустите в нее соломинку. Предложите сильно подуть на верх соломинки. Когда ребенок подберет правильное положение губ, водяной тромбон начнет звучать. Медленно перемещая соломинку вверх-вниз. Продолжая дуть. Чем ниже опускается соломинка, тем ниже звук
А сколько удовольствия приносят детям игры с песком!
Вспомним стихи Б. Заходера:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Но песок как строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают только первоначальное представление о свойствах песка : о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного. .Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее. Почему сухой песок легче влажного.
Удивительные здания, подземные дороги и дороги, сбегающие с крутых гор, замки, крепости и глубокие колодцы, парки и сады со скульптурами из песка - все свидетельствует о богатой фантазии ребенка, его развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем. Сколько у них выдумки и изобретательности. Сколько настойчивости! Но песок строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка : о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного. Дошкольников можно познакомить с еще одним свойством песка : влажный тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличики». Предложите детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой несом легче влажного. Тогда им будет понятно: что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, «выводит волны» на просторах пустынь.
Чтобы подвести детей к понимании того, почему песок пропускает воду; быстро сохнет, познакомьте их с его составом. Для этого каждому ребенку предложите положить на картон горстку песка, а картонки расположить по краю песочницы. Целесообразно поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотрите песок найдите как можно больше особенностей у песчинок». Неожиданно для самих себя дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие, по цвету (попадаются темные и светлые, по степени блеска (одни блестят, другие матовые, в песке встречаются ракушки и т. д.
После этого детей несложно подвести к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются по листу бумаги. Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка : между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло
Поговорим теперь о глине. С глиной детям удобно заниматься на улице: нестрашно, если они испачкаются. Не надо торопить детей и напоминать о том, что можно помыть руки в тазике с водой или в ведерке, не боясь пролить воду. Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность. Целесообразно со свойствами глины знакомить во время лепки. Дошкольники сразу отметят, что глина мягкая, легко поддается воздействию: они мнут ее в руках, раскатывают в шарик колбаску, делают лепешки - угощение для кукол. Вылепленные фигурки подсыхают на скамейке под лучами летнего солнца. Можно побеседовать с детьми о том, кто что слепил, каких добился успехов. Напоминает, что надо осторожно брать в руки сухую глиняную фигурку («Она может сломаться»); уточняет («Легко ломается, потому что хрупкая»). Уместно спросить детей, какие еще хрупкие материалы и предметы из глины они знают. Так постепенно подводим детей к знакомству с понятием «хрупкий», т. е. такой, который ломается, рассыпается на части от удара, падения. Можно сначала предложить детям ударить по куску сухой глины и сравнить рассыпавшиеся частички с песком, и только затем сказать, что означают понятия «хрупкий» и «сыпучий». Вспомните вместе с детьми о тех предметах из глины, которые им знакомы (игрушки народных мастеров, керамическая посуда, фаянсовая и фарфоровая, сувениры).
Можно провести сравнение песка и глины. Для этого на дощечку для лепки поместите порошок глины и песок. Спросите, чем различаются частички глины и песчинки, в чем их сходство. Дети сами увидят различия. Надо только отметить одну из главных особенностей глины-, частички ее связана, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать, сырая глина вязкая, липкая, пластичная, а песчинки рассыпаются. Чтобы познакомить со свойством глины не пропускать воду, можно организовать игры на участке детского сада, например, предложите слепить из глины тарелочку, мисочку, чашку, а в утрамбованном песке сделать углубление. Потом налейте воду в глиняные изделия и в углубление в песке. Спросите: почему вода в глиняной посуде держится, а в песке нет?
Детям нравится строить запруды в ручейке, дамбы в луже, в песке. Они убеждаются: песок опускается на дно; прочную дамбу или запруду можно сделать из глины : она не пропускает воду.
Для закрепления и уточнения представлений о глине предложите детям решить логические задачи. Например, такую: «В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: по короткой, но глинистой или длинной, но песчаной. Все выбрали длинную. Только Саша пошел по короткой. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду, сели обедать - и только тогда появился Саша, мокрый, грязный, сердитый. Почему Саша так долго добирался до дома? Ведь он пошел по короткой дороге. А какую дорогу выбрали бы вы в солнечный день, после дождя? Объясните почему».
Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность. Игра «Пекарня», в ходе которой дети лепят из глины булочки, батоны, или игра «Гончарная мастерская» заинтересуют их не меньше.
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало.
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Возьмем в игру….
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу