Анна Банчила
Конспект совместной деятельности с детьми «Путешествие в прошлое» по ознакомлению с бытом и традициями русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность по теме : «Русский народный быт и культура. Путешествие в прошлое.»
Цель: закрепить и систематизировать полученые знания, воспитывать любовь к Родине, к ее прошлому и настоящему
Задачи:
воспитание патриотизма
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми „Путешествие в прошлое“ по ознакомлению с бытом и традициями русского народа» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
развитие связной речи, грамматического строя, активизация словаря
закрепление полученных знаний по теме «русский быт и культура»
Материалы и оборудование: презентация к занятию, русские народные костюмы, разрезные картинки по теме «Народные промыслы», образцы изображений к разрезным картинкам, корзиночки
Ход
Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Оно будет необычное, потому что мы с вами отправимся в прошлое нашей с вами страны. В то время, когда она называлась Русью. Мы попадем в настоящую русскую деревню и попробуем пожить как наши с вами далекие предки.
Давайте для начала оденемся в старинную одежду. Кто помнит, что носили в те времена? (сарафаны, рубахи, платки.)
Под музыку дети переодеваются.
Вижу, что мы с вами готовы к путешествию. Давайте поскорее начнем. Для этого мы закроем глаза, топнем три раза правой ногой, хлопнем два раза в ладоши, покружимся и послушаем стихотворение:
"За высокими горами,"
За бескрайними лесами
На горе село стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Ребята, можно открывать глаза! Мы на месте, в русской избе. Еще ранне утро и все спят. а часов я в избе не вижу. Как же нам понять, что пора вставать? (Должен закричать петух). Давайте послушаем, кто там за окошком поет? (запись пения жаворонка, вороны и петуха).
Ну вот прокричали петухи, значит пора вставать. Давайте взбодримся! Сделаем гимнастику.
Гимнастика «Мы проснулись»
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
А солнышка и нету. ребята, а что делали наши предки, когда хотели, чтобы выглянуло солнце, пошел дождь или поскорее пришла весна? Правильно, читали заклички. Может, и вы знаете, как позвать солнце?
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!
Солнышко, солнышко, посвети немножечко!
Солнышко покажись, красное, нарядись!
Услышало нас солнце и появилось на небе! А значит пора нам за работу приниматься, пока светло. И я вас приглашаю в ремесленную мастерскую, где мастера приготовили свои изделия для ярмарки.
Ребята, а кто помнит, какие народные промыслы появились в старину? (дымковская игрушка, филимоновские свистульки, хохлома, гжель, городец.) Какие вы молодцы, все помните, все знаете!
А, может, вы вспомните пословицы и поговорки о труде и работе? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, семь раз отмерь — один раз отрежь, делу время — потехе час и т. д.) А как называют человека который что-то умеет делать очень хорошо? (мастер на все руки). А какие руки у таких мастеров? (золотые)
Посмотрите что случилось! Кто-то разбил несколько изделий и теперь мастерам не с чем будет ехать на ярмарку! Давайте им поможем? (На трех столах лежат разрезные картинки. Нужно разбиться по командам, собрать изделия, а потом рассказать к какому народному промыслу они относятся.)
Мы славно потрудились! А между тем настало время обеда. Что обычно ели люди в русских деревнях? (щи, каша, блины). Да, это была основная пища в те времена. Недаром есть поговорка «Щи да каша — пища наша!». Обедать садились обычно всей семьей. На стол ставили один на всех чугунок или миску со щами или кашей. Каждому давали ложку и кусок хлеба. Кто мне скажет, из чего были ложки? (из дерева, из липы). Кто первый начинал обед? (самый старший в семье, обычно дед). А если вперед деда кто-то ложку опускал в еду? (получал ложкой по лбу, могли выгнать из-за стола). Интересно, а кто у нас будет первым обед пробовать, вы же почти одного возраста? Предлагаю отгадать несколько загадок! Кто больше ответов правильных даст, тот и будет старшим.
Отгадывание загадок
После сытного обеда можно и поиграть
У дядюшки Трифона
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
Пока мы с вами играли, наступил вечер. Пришло время для сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? А какая самая любимая? Интересно, сможете ли вы угадать сказку по картинке? Давайте проверим!
Здорово! А теперь я предлагаю самим стать сказочниками и придумать свою. Вот интересно, как бы закончилась сказка «Лиса и журавль», если бы вы ее сочиняли?
Ну что ж ребята, а вот и ночь на дворе. Значит, пора заканчивать наше путешествие. Чтобы нам вернуться обратно в детский сад, нужно закрыть глазки и послушать специальную песню. Ее пели и поют по сей день мамы для своих детишек. Что это за песня? (Колыбельная). Слушаем и выбираем правильную песню.
Вот мы и вернулись! Ну что, понравилось вам путешествие? А что больше всего?
Вот и пришло время прощаться с нашими гостями. Давайте скажем им «До, свидания!»
Загадки
Кто родится с усами? - кот
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. - Петух
Рук и ног у него нет,
А всех трясёт и качает. - Ветер
Черненька собачка, свернувшись лежит;
Не лает, не кусает.
А в дом не пускает - Замок
Без счёту одёжек, и все без застёжек.
(Капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет,
кто его раздевает — слёзы проливает.
(Лук)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Морковь)
Белым цветёт, зелёным висит, красным падает.
(Яблоко)
Явился в жё лтой шубке:
-Прощайте, две скорлупки! Цыпленок
Белая скатерть все поле укрыла.
(Снег)
На лице она цветёт –
И от радости растёт. (Улыбка)