Папки-передвижки

Консультация «Современная и русская народная игрушка»

Анастасия Анатольевна Ефремова
Консультация «Современная и русская народная игрушка»

Особое значение для воспитательного процесса имеют игры и игрушки, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном периоде. И от того, какие игры и игрушки используются детьми, во многом зависит и формирование нравственных качеств.

На сегодняшний день достаточно много говорится о необходимости обращения к народным традициям, но на практике у детей преобладают современные игрушки. Развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализационные процессы не лучшим образом сказались на игровой деятельности. Традиционные игрушки оказались почти забытыми, преобладают современные образы. Так, например,

Публикация «Консультация „Современная и русская народная игрушка“» размещена в разделах

Современные куклы «Винкс», «Барби», «Блайз» и др. вытеснили народные куклы. Редко, кто покупает ребенку даже Матрешку, не говоря уже о других образах. Между тем, народная игрушка всегда была частью воспитательного процесса. И на сегодняшний день остается неизменной любовь к игрушкам. Но сами они изменились за последние сто лет кардинально. С появление фабричного производства игрушек, они стали более разнообразными и одновременно более однотипными.

С одной стороны, современное производство позволяет сделать игрушку с огромным количеством функций. Если куклы в начале XX столетия могли говорить слово «мама», это уже была очень сложная и достаточно дорогая игрушка. На сегодняшний день благодаря развитию техники и технологии существуют игрушки, которые могут распознать голос ребенка, говорить фразы на разных языках, ходить, летать, плавать и т. д. Но при всей сложности игрушек, при всем их разнообразии, достаточно часто родители отмечают тот факт, что овладевает вниманием ребенка такая игрушка не на долгое время, ребенку становится скучно и дорогая игрушка стоит заброшенной. Возможно дело в том, что современные игрушки достаточно «безликие», одинаковые. Народная игрушка всегда неповторима и индивидуальна, в отличие от современных «штампованных» кукол, которые различаются только цветом волос, глаз и одежды. А штампованность игр и игрушек неизбежно влечет за собой трудности в проявлении творческого мышления. Современные же реалии требуют от человека быть творческим, креативным, демонстрировать нестандартное мышление. Использование народной игрушки может помочь в этом. Так же, как и развивать нравственные качества. К сожалению, современная игровая индустрия мало обращает внимание на нравственную составляющую игрушек. Есть огромное количество развивающих игр и игрушек, но в большинстве случаев речь идет о процессе познания, а не о процессе нравственного воспитания. Между тем, учитывая требования ФГОС ДО, Закона об образовании РФ и других документов, нравственное воспитание стоит на первом месте.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Археологами найдены экземпляры, возраст которых оценивается в 35 тысяч лет. Вероятно, игрушки изготавливались и ранее, но учитывая, что в их изготовлении использовались природные материалы – глина, ветки, солома, береста и пр., до наших дней они просто не дошли.

Игрушка представляет собой одну из ранних форм художественного творчества. На протяжении всей истории нашей страны народная игрушка неоднократно видоизменялась, но всегда оставалась в рамках народных традиций и обычаев, отражая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Игрушки для детей изготавливались из природных материалов: глина, солома, еловые шишки, дерево, лоза и пр., могли быть также съедобные игрушки. То есть из привычных и знакомых материалов, которые были знакомы с рождения. По сути, сама природа давала человеку все необходимое для жизни и творчества. С самых первых дней ребенка сопровождала игрушка из природных материалов – «потешка». Например, погремушка из коробочки мака с семенами или лоскут ткани со специально нашитыми гремящими элементами (колокольчики, кусочки металла и пр., трубочка с горошинами и т. д. Наши предки старались дать ребенку ту игрушку, которая не только развлекала малыша, но и обучала его, давала знания о жизни, о том, как нужно себя вести в обществе. Пусть игрушек было немного, но каждая из них была уникальна и поучительна. То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (самодельные игрушки бережно хранились и передавались из поколения в поколение).

По мере роста ребенка, менялись и игрушки в его окружении. Они становились более сложными, помогали изучать то, что его окружает, знакомили с правилами. Например, очень характерен тот факт, что игрушка рождалась при непосредственном участии семьи ребенка, в его присутствии, с напевами и разговорами. По сути, игрушка становилась средством народной педагогики, ведь создавая игрушку, взрослые в разговоре с ребенком обсуждали создаваемый образ, объясняли для чего она, называли ее положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Начиная с возраста, который сегодня соответствует среднему дошкольному, дети учились изготавливать игрушки самостоятельно.

У девочек была наиболее популярна игрушка – тряпичная кукла. Первую куколку обычно делали девочке взрослые - мама, бабушка, старшая сестра, потом, постепенно помогая взрослым, вовлекаясь в процесс изготовления, девочка выучивалась мастерить куклы сама. Рукоделие же всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания, без этого навыка девочке, особенно в крестьянских семьях, было бы очень сложно во взрослой жизни. Да и в дворянских семьях рукоделие считалось истинно женским занятием. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия - часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

С одной стороны, изготовление самих кукол было достаточно простым делом: тряпичный лоскут или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. С другой стороны, одежда кукол могла быть достаточно сложной. Так как в ней обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Лица у тряпичных кукол, как правило, не прорисовывались. Это давало богатый простор для фантазии. Девочка могла сама придумать, какой будет ее «подружка», ее внешность, характер, привычки и пр.

Кукла всегда являлась традиционным элементом как образовательного, так и воспитательного процесса. До 7-8 лет в куклы играли как девочки, так и мальчики и лишь потом их игры строго разделялись по гендерному признаку. Посредством игр с куклами ребенок постепенно проходил процесс социализации, вживался в мир взрослых. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулировали развитие речи, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») – простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

Народная игрушка служила своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Народные куклы позволяли до мелочей, детально отображать мир взрослых людей. Так, например, в играх с куклами воспроизводились наиболее значимые события жизни: куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На кукольных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах – плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур – «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха, «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала.

Нужно также отметить, что в семьях крестьян игры с куклами считались полезным занятием, которое поощрялось взрослыми. Более того, считалось, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

Публикации по теме:

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Русская народная печь из картонных коробокРусская народная печь из картонных коробок Невозможно представить себе избу в российской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Фотоотчет «Русская народная игра «Городки»Фотоотчет «Русская народная игра «Городки» Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью. ГОРОДКИ - старинная славянская игра.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет)Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет) 24 октября 2017 года в нашей средней группе №1 Федерального Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №53 г. Улан-Удэ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современная и русская народная игрушка»
Опубликовано: 5 августа 2022 в 19:05
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД