МААМ-картинки

Специфика организации современного образовательного процесса

Галина Олейникова
Специфика организации современного образовательного процесса

Позиция активности «Взрослый - ребенок»

Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит). Педагог – информатор, педагог – передатчик готовых знаний. Усвоение и воспроизведение готовых знаний. Позиция педагога – «над». Он водит рукой ребенка, сам делает за ребенка.

Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Педагог - организатор, педагог – координатор, инициатор детской деятельности. Педагог – участник совместной деятельности. Ребенок сам выбирает наиболее интересующие его задания по смыслу и форме и тем самым наиболее активно проявляет себя. Позиция взрослого не над, не сверху, а рядом. Взрослый – помощник ребенка. Деятельность является главной, а не преподавание. Педагог имеет право на импровизацию следуя за инициативой детей.

Публикация «Специфика организации современного образовательного процесса» размещена в разделах

Основная модель организации образовательного процесса

Учебная, имеющая четкие временные рамки, направленная на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач. Если педагог их не решил, то это показатель его неэффективной деятельности (авторитарная педагогика).

Совместная деятельность взрослого и ребенка. Свободное общение взрослого и детей во время деятельности при соответствии организации пространства (точка удивления – новый элемент ППРС)

Основная форма работы с детьми

Занятие (классическое, комплексное, интегрированное, нетрадиционные формы организации обучения). Обучение носит программный характер. Для воспитателя является обязательным полное выполнение программы. Имеет четкую структуру (начало занятия, ход, окончание)

Рассматривание, наблюдения, беседа – ситуативный разговор, экспериментирование, исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, решение проблемные ситуации, использование ИКТ и т. д. Организовано через детские виды деятельности (игровая, коммуникативная, конструирование, познавательно – исследовательская и т. д.)

Методы обучения

Прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных). Дидактическая задача – образец выполнения задания – направляет деятельность детей на достижение результата (будем учиться рисовать дерево)

Опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых). Собирает данные об уровне развития, организует формирует РППС для активизации интереса ребенка, использует ее в деятельности детей через общение. Главное – создать условия.

Мотивы обучения

Не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Педагог использует игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных занятий.

Связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.

Численный состав

Все дети обязательно должны присутствовать на занятии. Группа – основная организационная форма объединения детей на занятии. Все дети приблизительно одного возраста, уровня подготовки.

Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. Совместная деятельность педагога с детьми представляет собой деятельность с одним ребенком, с подгруппой детей, с целой группой детей.

Планирование образовательной деятельности

Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. Педагог отрабатывает раннее запрограммированное содержание, раннее заложенную программу (план) не ориентируясь на обратную связь и востребованности материалов детьми.

Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично для заимствования фактического материала (например интересных сведений о ком-то, чем -то, отдельных методов и приемов и др. Но не как «готовый образец образовательного процесса». Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Гибкое (плавающее) планирование (модель «трех вопросов»). Тематическая неделя (нетрадиционная модель - тематический образовательный проект).

Задание 2. (жеребьёвка групп)

Обыграть современную технологию :

Интерактивная технология «Карусель».

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. технология формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Пример: Интерактивной технологии «Карусель»

Дети договариваются, кто из пары будет стоять во внешнем, а кто во внутреннем круге. Дети внутреннего круга остаются на месте, а те, кто во внешнем круге после каждого диалога делают шаг вправо и оказываются перед новым собеседником.

Воспитатель: А теперь давайте посмотри, знаете ли вы перелетных птиц и зимующих. Для этого вам нужно встать в карусель разделитесь на пары и договоритесь, кто будет во внутреннем круге, а кто во внешнем. Те дети которые стоят во внутреннем круге, возьмите картинки с птицами, и вы будете задавать вопрос-какая это птица зимующая или перелетная? А кто стоит во внешнем кругу будут отвечать, дети, стоящие во внешнем круге должны ответить правильный ответ или нет. Затем дети меняются и берут другие картинки.

Пример: Интерактивной технологии «Карусель».

Педагог: А сейчас Дед Буквоед предлагает вам поиграть в игру «Карусель». Для того вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будут во внешнем кругу, а кто во внутреннем. Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Дети, стоящие во внутреннем круге, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный.

Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

Педагог: Вам понравилась наша «Карусель», катаясь, вы, вспомнили, что согласные звуки могут быть (твердыми и мягкими).

Интерактивная технология «Аквариум» .

Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий.

Пример: интерактивной технологии «Аквариум».

Педагог: А здесь, что за спор, что случилось друзья, но в ответ только «я»«я»…Поможем разобраться, кому поселиться в этом домике, а чтобы это узнать, надо разделиться на две группы. Всего вас восемь человек, значит, в каждой группе должно быть (четыре человека). Договоритесь, кто с кем будет в группе, и решите какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «Наблюдателей». Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», уточняют правила сотрудничества.

Педагог: В этом доме могут поселиться только те животные, название которых подойдет к данной схеме.

Дети проводят звуковой анализ слова и активно взаимодействуя, выясняют кто в домике.

Давайте право для анализа предоставим группе «наблюдателей».

Вы согласны, что в этом домике может жить волк, докажите, но сначала договоритесь, кто же будет отвечать? (волк, потому что в этом слове четыре звука, один гласный и три твердых согласных).

Пример: Интерактивной технологии «Аквариум».

Педагог: Продолжим наш путь, а здесь ветер пошалил и слова разбросал. Соберите слова таким образом, чтобы у вас получилось предложение. Давайте это сделаем в «Аквариуме». Вам необходимо разделиться на две группы, договоритесь, кто с кем будет в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание, а какая будет находиться в роли наблюдателей. Составьте слова таким образом, чтобы у вас получилось предложение. Обсудите и поставьте в конце предложения знак, какой посчитаете нужным. Выполнив задание, договоритесь, кто прочитает предложение с нужной интонацией. Наблюдатели, проанализируйте, правильно ли дети выполнили задание, дружно ли они работали.

Задание 3. Показателями правильного проведения занятия являются?

1) активное участие и заинтересованность всех детей;

2) постепенное увеличение длительности периода непрерывной активности и уменьшение числа отвлечений;

3) достижение поставленной цели;

4) отсутствие признаков утомления;

5) использование детьми в самостоятельной деятельности умений, полученных во время занятий.)

Задание 4. Упражнение «Забавный штурм»

Сейчас вам предлагаю проявить свои творческие способности. Вам предложены различные предметы, а вы должны придумать варианты использования этих предметов на занятии.

Задание 5. Перечислите "Основные принципы обучения в детском саду".

1)Основная форма обучения в детском саду (занятие)

2) В этом принципе проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым (развивающее обучение)

3) Сущность этого принципа состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа (научность)

4) Этот принцип учит что материал для детей, должен быть ему понятен, а также определенно соответствовать развитию ребенка (доступность)

5)Это принцип применяется на занятиях прежде всего для сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей (наглядность)

6) Этот принцип дает понять, что дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Что у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания. (индивидуальность)

7) Этот принцип предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. (систематичность)

Задание 6. Так что же для нас современное занятие?

Синквейн (ответ первой и второй команды) :

1- одно слово существительное.

2-два прилагательных, раскрывающих тему.

3-три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

4-целая фраза, предложение.

5-последняя фраза (слово-вывод)

Современное занятие - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация…Времена, когда педагоги заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации занятия миновали. Время «готовых» занятий постепенно отходит. Участниками образовательного процесса попрежнему являются педагог и воспитанник. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, взрослый как был, таки остается главным действующим лицом на любом занятии: он задает тон, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию. Поэтому современное занятие должно проектироваться педагогом – личностью, у которого дети будут учиться с удовольствием!

[

Публикации по теме:

Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса Мастер- класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса» Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель.

Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками. Добрый день Уважаемые коллеги! Я хочу.

Методрекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в старшей группе по теме «День народного единства» Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОО по реализации и проведению праздника «Дня народного единства» в группах старшего.

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего.

Образовательное событие как инновационная форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Образовательное событие – часть целостного педагогического процесса, результат предшествующих событий и причина новых. Идея событийного.

Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ» Организация образовательного процесса в ДОО В. М. Васильченко, пгт Яя, Кемеровская область. Введение ФГОС дошкольного образования связано.

Реферат «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ» «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ»Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе. Слайд 1. Специфика современного.

Тест «Организация и планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» 1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? а) Федеральный закон № 273-ФЗ.

Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса» Образовательный процесс в учебной деятельности построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Специфика организации современного образовательного процесса
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 15:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД