МААМ-картинки

Современные дети и «экран»

Светлана Панарина
Современные дети и «экран»
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети и "экран"

В наши дни телевизор, видео, компьютер, телефон, гаджет (далее «экран») прочно вошли в жизнь многих детей. Экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Он становится главным «воспитателем» ребёнка.

Современные дети смотрят телевизор белее 28 часов в неделю, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это вполне устраивает родителей. Ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной жизни. Однако это, безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития.

Публикация «Современные дети и „экран“» размещена в разделах

Первое - отставание в развитии речи. Психологи отмечают, что дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Нужна специальная логопедическая помощь.

Казалось бы, ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Но разница огромная, кто говорит с ребёнком - взрослый или герой с экрана. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание словесных штампов. Овладение разговорными навыками в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда он сам включён в диалог. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняться криками или жестами.

В последнее время психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Она особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью и повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, утомляются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. В то же время многообразные впечатления воспринимаются им поверхностно и отрывочно.

Кроме того, многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу в памяти и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений, им трудно читать — понимая отдельные слова и короткие предложения, они не удерживают и не связывают их. В результате не понимают текста в целом.

Ещё один факт, который отмечают многие психологи, — резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилии для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Им не интересно общаться друг с другом. Общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным, детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Появилась внутренняя пустота — повышение детской жестокости и агрессивности. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В настоящее время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира. Изменить или наверстать упущенное в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) — время зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека.

В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет. Только в конце прошлого века было открыто качественное своеобразие детства, принципиальные различия в восприятии мира ребёнка и взрослого. До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые ещё многого не знают и не умеют. Но сейчас это особое своеобразие и фундаментальное значение детства опять оттесняется на задний план. Это происходит под предлогом «требований современности» и «защиты прав ребёнка». Полагается, что с маленьким ребёнком можно обращаться так же, как со взрослым: его можно учить чему угодно, ему можно объяснять нормы и правила поведения. Сажая малыша перед телевизором, родители полагают, что он так же, как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, малыш начинает испытывать потребность в ней, ищет её повсюду. Примитивная зависимость от сенсорных ощущениях может закрыть малышу всё богатство мира. Ему всё равно, куда смотреть, — только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность.

Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнка открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог.

Главное право ребёнка — это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном или дать в руки планшет, освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые обирают его и нарушают основной закон развития психики ребёнка (Л. С. Выготский). Все высшие психические функции ребёнка - его интересы, переживания, представления, образы — первоначально существуют не внутри его самого, а в пространстве между ребёнком и взрослым. Взрослый не навязывает ребёнку какие-то свои представления или ценности, он вместе с ним строит его внутренний мир, открывая новые грани действительности, которые сами по себе не видны и поэтому могут остаться незамеченными. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнка открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог. Если же малыш в раннем возрасте лишён полноценного общения со взрослыми, то смысл окружающих вещей, а вместе с ним и вся человеческая культура, остаётся закрытым, чужим, невостребованным, а его внутренний мир — пустым.

Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что дети, лишённые семьи в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Их отличает общее недоразвитие личности. Оно выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабой концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, импульсивности и ситуативное поведения и низком уровне, фантазии и воображения, несамостоятельности и стереотипности мышления, слабой ориентированности на будущее и пр. Парадоксально, но все эти особенности наиболее ярко проявляются у двух противоположных по своему социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков, наркоманов, бомжей и у детей обеспеченных родителей, тех, кого принято называть новыми русскими. И здесь, и там данные симптомы являются следствием одной болезни — недостатка общения с близкими взрослыми. В одном случае является следствием социального неблагополучия, а в другом, напротив, материального и социального достатка в семье - стремления родителей обеспечить ребёнка всеми техническими средствами. Но подключать подрастающее поколение к информационной технике можно только тогда, когда оно готово к её использованию по назначению.

Надо отметить, так же, когда ребенок смотрит на экран, идет интенсивная зрительная нагрузка, в которой участвуют наружные и внутренние мышцы глаза, сетчатка, зрительный анализатор. Как долго можно смотреть без вреда для глаз? На первом году жизни допускается смотреть телевизор суммарно 15 минут в сутки с расстояния не ближе трех метров, с двух до трех лет — по 20-30 минут в сутки в три захода по 10 минут лучше с пяти метров. Детям старше пяти лет можно смотреть телевизор по 40 минут, даже по часу опять же с перерывами, старше семи лет — около полутора часов в сутки. Лежа смотреть телевизор нельзя.

Чтобы ввести новые правила в жизнь:

1. Поговорите с ребёнком, не обвиняйте и не оскорбляйте его, поделитесь с ним своим беспокойством, скажите, что расстроены его пристрастием к экрану.

2. Обязательно проговорите, почему так важно временно ограничить игры («чтобы сохранить здоровье», «чтобы подтянуть учёбу»).

3. Составьте распорядок дня совместно с ребёнком и дайте ему возможность выбрать время для игры и просмотра ТВ.

4. За пять минут до окончания времени напомните, что оно подходит к концу. Не ведитесь на уговоры и угрозы, не вступайте в переговоры и торги.

5. Чтобы иметь возможность дистанционно отслеживать количество времени, проведённое у экрана, можно воспользоваться специальными приложением. Но без согласия ребёнка, устанавливать его не стоит. Это может привести к потере доверия.

6. Не кричите, будьте спокойны даже если начался конфликт. Будьте сдержаны и последовательны в своих действиях.

7. Освободившееся от игр время заполните новыми увлечениями, не бойтесь спрашивать, чего хочет ваш ребёнок и помогать ему в начинаниях.

Публикации по теме:

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Статья «Современные игрушки и наша позиция»Статья «Современные игрушки и наша позиция» Чем могут помочь в воспитании куклы Монстр Хай? Несколько раз за последнее время натыкалась на попытки педагогов и родителей осмыслить или.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Экран читателя и его наполнение. Мастер-классЭкран читателя и его наполнение. Мастер-класс Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер-класс изготовления Экрана читателя. Внедрение новых стандартов.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные дети и «экран»
Опубликовано: 15 августа 2021 в 23:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные дети и «экран»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Панарина (УИ 807458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД