Папки-передвижки

Современные педагогические технологии экологического воспитания

Ольга Лысякова
Современные педагогические технологии экологического воспитания

Современное дошкольное образование направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения ребенка, что напрямую связано с ростом профессионального уровня педагогов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Публикация «Современные педагогические технологии экологического воспитания» размещена в разделах

Основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются в возрастной период от 1,5 до 7 лет. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании единства с ней. Это даёт нам возможность сформировать у детей экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, научить сопереживать, активно участвовать в решении некоторых экологических проблем.

Эффективность внедрения экологического воспитания в практику работы ДОУ будет успешной в том случае, если оно осуществляется одновременно на двух уровнях:

административно-управленческом – осуществляется организационная деятельность, направленная на полноценную реализацию экологического воспитания дошкольников;

воспитательно-образовательном – работа педагогического коллектива.

Каждый из этих уровней имеет свою специфику и связаны между собой и направленные на:

1. создание, поддержание и совершенствование эколого-развивающей среды ДОУ;

2. взаимодействие с социумом;

3. развитие экологической культуры и эколого-педагогической компетенции,

систематическое повышение квалификации, направленное на овладение педагогами ДОУ содержания, методов и технологий экологического воспитания.

В практике работы ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Наряду с традиционными, использовались инновационные формы работы («копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, создание банка инновационных идей, творческие конкурсы).

Такая целенаправленная работа с педагогическими кадрами дала положительные результаты: повысилось качество образовательной работы с дошкольниками, а соответственно и уровень развития каждого воспитанника.

Экологическое воспитание осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в организованной образовательной деятельности и может быть реализовано через такие виды деятельности как:

• наблюдения;

• опыты;

• исследования;

• игры;

• труд;

• художественно-эстетическая практика;

• знакомство с природоведческой литературой;

• занятия физкультурой и спортом.

Формирование экологической культуры, является главной целью экологического воспитания.

Для того, чтобы экологическое воспитание стало наиболее результативным, оно должно отличается от традиционного ознакомления дошкольников с природой. Эффективность экологического воспитания зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды. Необходимо правильно подобрать, как традиционные, так и современных педагогических технологий (информационно- коммуникационные технологии, технология проектирования, технология портфолио, метод моделирования, мнемотехника).

Современным детям не интересно просто рассматривать картинки, для того, чтобы привлечь внимание дошкольника, дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию в нашем ДОУ используются информационно- коммуникационные технологии (анимационные презентации, флэш игры, видео ролики и др.). Материал разделё н по темам:

«Мир природы», содержит материал о явлениях природы, о изменениях, которые происходят в природе.

«В мире животных», содержит материал о животных, растениях, насекомых, птицах, которые окружают дошкольника.

«Экологическая культура», содержит материал о правилах поведения при взаимодействии с природой.

Педагоги ДОУ активно используют в своей работе технологии проектирования. Технологии проектирования позволяет осуществлять сотрудничество с детьми, с родителями (законными представителями, а также с узкими специалистами (музыкальный руководитель). Все проекты разрабатываются на определённый временной природ и перекликаются с тематическим планированием ДОУ.

Педагогами ДОУ были разработаны ЛЭП-БУКИ из серии «Я познаю мир», которые можно использовать во время организованной образовательной деятельности, для индивидуальной работы, для самостоятельной деятельности дошкольников, а также для творческих работ совместно с родителями.

Чем хорошо использование ЛЭП-БУКОВ, во время рассматривания воспитанники могут, вспомнить пройденный материал, вернуться к понравившейся ему теме поиграть в дидактические игры.

Наиболее интересным и увлекательным для дошкольников является метод макетирования и моделирования. Вовремя работы с макетом или моделью дошкольники описывают, сравнивают, различные явления и объекты природы, учатся рассуждать, тем самым пополняют свой словарный запас. Во время работы по созданию макетов и моделей педагоги создают благоприятные условия для сенсорного развития дошкольников: при изготовлении макетов используются разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, что способствует развитию тактильной чувствительности, и развитию мелкой моторики рук. Педагогами изготовлены макеты деревьев.

Воспитанники с удовольствием создают модели природного мира. Воспитанниками младшего и среднего дошкольного возраста используется реалистичный материал если это снежинки, то это и есть снежинки. А в старшем дошкольном возрасте используются предметы заместители, например, ленточки, тесёмки. Для создания модели природного мира воспитанникам предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др., бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др., материал — заместитель (ленточки, палочки, зерновые и др.). Дети самостоятельно анализируют предложенный материал, дают ему оценку, это даё т им возможность сделать самостоятельный выбор для создания разнообразных моделей природного мира: «Подводный мир», «Времена года» и т. д.

Чтобы привлечь внимание дошкольника, дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию педагогами ДОУ создан экологический театр. Экологический театр позволяет вывести дошкольников за круг обычных впечатлений, даёт возможность пережить самые высокие чувства, развивает способности откликаться на окружающий мир и вызывает потребность бережно к нему относиться.

Мнемотехника — это система различных приемов – схемы в их основе лежат ассоциации, которые облегчают запоминание, воспроизведение информации и увеличивают объем памяти. Использование мнемотехники позволяет организовать учебный процесса в виде игры. Организованная образовательная деятельность с использованием мнемотехники начинается с детьми с 4- 5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, начиная от простого к сложному. Работая мемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами дошкольники без затруднений ориентироваться в знаковой системе, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.

Помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса совместно организованные мероприятия с семьями воспитанников. Сотрудничество с семьями дошкольников по экологическому направлению вносит необходимую положительную эмоциональную окраску.

Работа с родителями (законными представителями) не менее важна и более трудна, чем с детьми. Родители принимают участие в конкурсах, выставках, совместных творческих работах, организуемых в ДОУ, что способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Педагоги используют метод игрового взаимодействие родителей (законных представителей) и детей - обращение к опыту родителей, обсуждение различных точек зрения на вопрос, ролевое проигрывание ситуаций.

Ежегодно в ДОУ проходят экологические природоохранные акции «Покормите птиц», «Берегите ёлку», подобные акции способствуют расширению опыта природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.

С родителями (законными представителями) проведены консультации: «Детское экспериментирование, что это такое?», «Как научить ребенка исследованию?»; мастер-классы: «Играя, познаем», которые вызвали у родителей интерес и желание развивать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 1/ Сост. Н. В. Нищева. – СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2015. – с. 8.

2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 2/ Сост. Н. В. Нищева. – СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2015. – с. 7.

3. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – с. 3

4. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004. — N 2. — с. 4.

5. Экологическое воспитание : практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. — 2004. — N 1. — с. 58–63.

6. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 169-171. — URL https://moluch.ru/archive/193/48260/ ( дата обращения: 17.09.2019).

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные педагогические технологии экологического воспитания
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 21:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД