Татьяна Ничкасова
Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей раннего дошкольного возраста
В наше время особое внимание оказывают детскому конструированию. Не зря в Федеральном образовательном государственном стандарте дошкольного образования конструирование детей рассматривается как одно из ведущих видов детской деятельности, благодаря которой каждый ребенок развивает внимание, воображение, логику, проявляет свои творческие и конструктивные способности.
Публикация «Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность темы, обусловлена и тем, что начиная с дошкольного возраста необходимо готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век научно-технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Конструирование является одним из естественных для детей видов деятельности. И желание сломать игрушку, разделить её на части всего лишь заложенная с рождения потребность ребёнка узнать, как этот предмет устроен, из чего состоит. Для того чтобы направить подобную деятельность в «мирное русло», необходимо заниматься развитием технических способностей у детей. Таким «мирным руслом» может стать конструирование.
Занимаясь конструированием, дети начинают различать геометрические фигуры, запоминают их названия и особенности. Ребята начинают сравнивать, различать детали по таким свойствам, как величина, форма, цвет. Дети учатся располагать детали на плоскости, запоминают понятия пространственного ориентирования. Развивается моторика рук, связанная с работой головного мозга, а значит, быстрее развивается речь, обогащается словарный запас. Детьми познаются свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Дети совершают множество пробующих движений, делают ошибки, исправляют их. У них появляется активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать и изобретать.
Учёные считают, что освоение конструктора детьми должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Только в этом случае конструктор может принести наибольшую пользу. Прежде всего, для эффективной организации занятий с малышами по конструированию, нужно продумать развивающую предметно пространственную среду, которая должна включать в себя организованное пространство для группового и индивидуального решения конструкторских задач, наличие конструкторов разного вида, учитывающие возрастные и гендерные особенности детей, наличие технологических карт, вспомогательных материалов в виде иллюстраций, литературы, наглядных пособий для организации самостоятельного конструирования детей.
В процессе игры у малышей легко вырабатывается естественный интерес к проектированию и созданию различных моделей. Дети включаются в самостоятельный творческий исследовательский поиск. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Каждый ребёнок получает возможность двигаться в собственном темпе и делать свои собственные открытия. Поэтому воспитателями в групповом помещении первой младшей организован центр конструирования с большим количеством конструкторов различных форм и конфигураций, играя в котором малыши имеют возможность познакомиться и применить на практике большое количество различных видов конструирования.
Например, самое простое — это счётные палочки, которые отлично подходят для развивающих занимательных игр с малышами. Игры со счетными палочками развивают подвижность кисти рук и пальчиков, воображение, ловкость, координацию, а также творческие способности детей к моделированию и конструированию.
Или, например, игры с наборами кубиков. В нашем центре конструирования есть наборы кубиков разных видов, размеров и материалов: деревянных, пластмассовых и мягких тканевых. В процессе игры дети учатся различать основные формы деталей строительного материала, их свойства. Сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно сооружают постройки, конструируют башенки, домики, мебель и др.
Для развития творческих способностей детей и фантазии можно применять мозаику, которая представлена в нашем центре конструирования в большом количестве форм, размеров и возможностей. Дети с большим удовольствием выкладывают свои замыслы на плоскости.
В нашей группе есть большой пластмассовый напольный конструктор, играя с которым, ребята в полной мере могут проявить свою самостоятельность и инициативу. Выбирая подходящие материалы, используя разные формы деталей, дети учатся ориентироваться в пространстве и играть сообща.
Самый рапространённый и популярный вид конструирования не только среди детей, но и среди взрослых – это конструкторы ЛЕГО с крупными или классического размера деталями, которые позволяют сделать игру еще более интересной, а включенные в наборы фигурки людей или животных помогают в разыгрывании сценок.
Большую радость детям доставляет выкладывание из плоских геометрических фигур известных детям предметов или фигурок животных. Воспитателю всегда приятно и волнительно наблюдать за ребёнком, у которого легковой автомобиль у тебя на глазах превращается в джип, а мышка после простого поворота ушей вдруг становится лисичкой.
Но, к сожалению, не все дети способны к таким действиям. Поэтому воспитателями разработаны и изготовлены обучающие карточки-схемы позволяющие детям сначала под наблюдением воспитателя, а затем и самостоятельно «читать» схемы и собирать из простых геометрических фигур, узнаваемые малышами, фигуры животных, людей и различных предметов.
Всего таких схем у нас получилось довольно много. Все карточки-схемы можно поделить на группы по одинаковым признакам: транспорт, животные, растения, насекомые. Схемы можно использовать как дидактический материал для игр «Найди транспорт», «Найди всех животных», «Выбери насекомых» или «Покажи растения».
Цветные счётные палочки Кюизенера – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений от сенсорных к мыслительным. Счётные палочки Кюизенера состоят из набора разноцветных объёмных палочек разной длинны. Длина и цвет палочек соответствует определённому числу или мере. Палочки можно объединять в «семьи» по различным признакам. Обычно палочки используются для определения представлений о числе и его составе, о величине, отношениях между числами и операциях над ними. Все эти знания можно получить в результате исследований с палочками, которые могут проводить дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Дети раннего дошкольного возраста так же могут использовать палочки Кюизенера для развития восприятия, памяти, воображения и речи. Счётные палочки позволяют ребёнку не только развивать абстрактное мышление, но и вычленять логические связи в умозрительных понятиях. Что касается конкретных практических целей, то среди них наиболее значимыми для малышей являются понимание системы «больше-меньше», усвоения сути понятий «целое», «половина», «равный», «правый», «левый», «середина» и т. д., отработка навыка деления на части и измерения, прибавления и убавления.
На стадии игры ребёнок знакомится с материалом. Это помогает тренировать зрительное восприятие, а также мелкую моторику. Занятия напоминают игру с кубиками или мозаикой. То есть карапуз выкладывает какие-то фигурки, строит башни или лесенки, выкладывает линеечки по цвету или длине, повторяет действия взрослого, сортирует по цветам в разные кучки и т. д.
На стадии обучения малыш через свои органы чувств формирует понятие состава числа и последовательности чисел. Этому способствуют упражнения, направленные на установление последовательности расположения линеечек по какому-то признаку (например, длине или цвету) и выполнение простых арифметических задач на сложение, вычитание и т. д.
Помочь разобраться в этом ребёнку могут простые игры упражнения. Например игра-занятие «В гостях у белочки», в гости к белочке пришли зайка и три мышки. Белочка всех угощал конфетами. Зайка съел одну голубенькую конфетку, а мышки взяли по одной маленькой беленькой конфетке. Сначала можно попросить ребёнка сравнить какая конфетка больше, а какая меньше. Для усложнения задания можно предложить подумать кто съел больше конфет зайка или три мышки вместе.
Или, например игра «Зайки огородники», у одного зайки в огороде выросли морковки оранжевого цвета. Попросить малыша вынуть из коробки все палочки оранжевого цвета. Всего их четыре. А у соседа выросли жёлтые морковки. Пусть ребёнок в другую кучку выложит все жёлтые палочки. Их окажется десять. Сначала можно спросить у кого морковок больше? Почему ты так решил? А затем – чьи длиннее? Потом можно с малышом проверить сколько жёлтых морковок поместится в одну оранжевую. И задать вопрос чей урожай больше? Или можо продолжить игру и сказать, что первому зайке очень хотелось жёлтых морковок, а второму – оранжевых. И спросить малыша как бы он поступил на их месте? Конечно же поделиться морковками пополам. Пусть ребёнок попробует разделить кучки пополам. В итоге малыш начнёт знакомится с азами счёта.
Придумывать задания можно прямо в процессе игры, например первый зайка огородник построил заборчик вокруг своей морковки из белых колышек, а второй - из голубеньких. Пусть ребёнок построит эти заборчики вокруг кучек с морковкой. А затем задать вопрос. Чей забор выше? Или чей забор крепче? Почему?
Так же мы попробовали разрабатывать и использовать на практике свои сюжетные картинки для игр с малышами на основе иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского. При работе с карточкой-картинкой, ребёнок сначала её внимательно рассматривает. Он может вспомнить произвдение К. И. Чуковского, назвать героя, изображённого на картинке, вспомнить основной сюжет. Затем ему предлагается найти и положить на соответствующее схеме место палочки определённого цвета. Например, на жёлтый самовар – жёлтые палочки, на красную рубашку – красные палочки и т. д.
Если вы не хотите выдумывать свои игры-упражнения, то можно воспользоваться готовыми. Сейчас разработано большое количество альбомов-игр для работы с малышами. Например «Волшебные дорожки» или «Дом с колокольчиком» издательства «Корвет». Автором этих альбомов является Б. Б. Финкельштейн. В них используются сюжетные картинки и картинки по изветным сказкам. В наборе дидактических материалов «На золотом крыльце…» того же издательства представлены игры для малышей «Цветик-семицветик», «Выкладываем из палочек», сюжетные картинки «Птичий двор», «Аквариум» и «Волшебные сказки». Выбирая игры из комплекта необходимо ориентироваться не на рекомендуемый возраст ребёнка, а на его возможности.
Практический опыт показывает, что игры-занятия по техническому развитию детей обязательно пригодятся в жизни, в учебе и в работе. Они помогут детям простым и естественным способом подготовиться к трудовой деятельности, разовьют воображение, пространственное, логическое и критическое мышление, самостоятельность и активность. Школьники смогут легче усваивать информацию по техническим предметам. У детей уже сейчас проявляется желание учиться, узнавать что то новое.
Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста пробудит интерес к технике, к изобретательству, конструированию. Это очень важно в нашу эпоху. К тому же современные условия технического прогресса предполагают наличие у человека развитого математического мышления для дальнейшей успешной жизни.