Лучший педагог года

Современные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе культурно-исторического наследия

Александра Депутатова
Современные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе культурно-исторического наследия

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитание патриотизма, трудолюбия, семейных ценностей, творческого начала – основа национальных ценностей любого народа. Следовательно, патриотическое воспитание, как одна из важных составляющих современного воспитания подрастающего поколения, представляет актуальность начиная с дошкольного возраста.

Публикация «Современные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе культурно-исторического наследия» размещена в разделах

Вопросы патриотического воспитания детей являются важнейшими задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями. Среди основных направлений в образовательных программах дошкольного воспитания определяются задачи социально-личностного и нравственно-патриотического развития дошкольников. Сформулированы они следующим образом: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти своего народа.

Союз «воспитатель-ребенок-семья»представляется основным механизмом, обеспечивающим активную позицию ребенка на всех этапах формирования патриотических чувств, национальной культуры, семейных ценностей.

Перед нами стоит вполне определенная цель – воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе представлений о культуре мордовского народа.

Для создания условий по активизации патриотического воспитания дошкольников посредством изучения национальной культуры мордовского народа в группе был организован развивающий центр.

В своей работе мы использовали разнообразные формы и методы, чтобы как можно доступнее для детей 5-7 лет рассказать о событиях различных исторических эпох, рассказать так, чтобы не только не допустить искажения истины, но и донести информацию с учетом еще формирующейся психики детей старшего дошкольного возраста.

Воспитанию патриотических чувств способствует и художественное слово. В работе по патриотическому воспитанию на основе культуры мордовского народа огромную роль сыграло тесное взаимодействие ДОУ с библиотеками.

При организации работы с дошкольниками важно помнить, что они нуждаются в особенном внимании. Задача воспитателей и других специалистов заключается в том, чтобы предоставить детям широкий спектр книжной и медиапродукции, отвечающей их интересам. Исходя из особенностей дошкольного возраста, совместные задачи библиотечных специалистов и дошкольныхпедагогов заключаются в следующем:

показать библиотеку как место, в котором интересно находиться, где можно узнать много нового;

организовать пространство, окруженное книгами и ресурсами мультимедиа, созданными специально для детей этого возраста;

предоставлять родителям материалы, которые могут помочь в дальнейшем развитии ребенка и др.

Задачу привлечения детей к чтению детские библиотеки Мордовии решают по-разному, исходя из объективных реалий. В основе успеха всегда находятся многочисленные варианты оптимальной организации работы с читателями. В ряде библиотек это решается путем проведения публичных акций.

Во втором десятилетии XXI в. возрастает роль детских библиотек Мордовии в духовно-нравственном и патриотическом становлении детей, в том числе при помощи чтения финно-угорской детской литературы. Возрождение интереса детей к древним пластам культуры финно-угорских народов, познание культурного многообразия финно-угорского мира является важной составляющей библиотечно-информационной деятельности детских библиотек республики. Мордовский народ является частью большой финно-угорской языковой семьи. Финно-угорская тематика в практике деятельности детских библиотек региона на протяжении последних лет занимает одну из ведущих позиций. Многие детские библиотеки, совместно с воспитателями детских дошкольных учреждений и родителями творчески подходят к работе по данному направлению, обращаясь к театрализованным формам, видеопрезентациям, групповым формам прочтения того или иного литературного произведения.

Главная задача Мордовской республиканской детской библиотеки – через книгу и чтение донести до детей национальные особенности культуры финно-угорских народов, создать условия для обеспечения доступности библиотечных фондов, формировать информационное пространство финно-угорских народов в рамках патриотического воспитания. Знакомство детейс финно-угорской литературой проходит под общим девизом: «Россия – дом финно-угорских народов». Под этой рубрикой проходит цикл мероприятий, на которых дети знакомятся с творчеством финно-угорских писателей в рисунках, иллюстрациях, видят героев известных эпосов «Калевала», «Масторава», народных сказок, легенд, мифов, совершают видеопутешествие по сказкам народов Поволжья.

Особенность работы детских библиотек Республики Мордовия заключается и в том, что они взяли на себя благородную миссию по возрождению национальных и семейных обычаев и традиций, в том числе и чтения литературы на родных языках. Приобщение к чтению на родных языках – важный шаг к формированию у дошкольников национального самосознания и интереса к духовной культуре народов, населяющих республику. В большинстве детских библиотек Мордовии созданы уголки и мини-музеи традиционного народного творчества, где экспонируются предметы национального быта, местные варианты мокшанского, эрзянского, русского костюмов, вышитые изделия, резьба, плетение и другие предметы народного декоративно-прикладного творчества. Здесь же концентрируются и другие материалы: альбомы, накопительные папки, фотодокументы, рассказывающие о семейных и национальных традициях. Организуются книжные выставки, вечера семейного отдыха, обсуждения и презентации книг мордовских писателей, вечера-встречи с литераторами, пишущими на мордовских языках.

Библиотечно-информационное обслуживание в детских библиотеках Мордовии становится все более динамичным и разнообразным. Проанализировав их работу, можем сделать вывод, что за последние годы здесь произошло расширение форм и методов программно-целевой и проектной деятельности, созданы объективные предпосылки для участия детских библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социально-культурного сотрудничества. В качестве примера рассмотрим проекты «ЦГБС для детей» Саранска, направленные на развитие и качественное обеспечение муниципальными информационно- библиотечными услугами детского населения города.

В рамках Года российской истории был реализован проект «Растить гражданина и патриота», популяризирующий издания по истории Отечества для детей и подростков и способствующий формированию личности гражданина и патриота с самого раннего возраста. Участие в данном проекте активизировало работу с литературой исторического содержания.

С целью эффективного участия в целевой программе «Развитие национальных культур финно-угорских народов в городском округе Саранск» разработан проект «В Финно-Угрию – на книжных парусах!». Он направлен на формирование межэтнической толерантности, расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о культуре народов, входящих в состав финно-угорской языковой семьи, в том числе мордвы, и привлечение детского населения городского округа к чтению лучших образцов финно-угорской литературы. Основная задача проекта – создание единого информационного пространства, доступно, оперативно и качественно популяризирующего знания о культуре финно-угорских народов среди юных читателей.

Работа над проектом была начата с изучения интересов дошкольников и их родителей по данной теме. Было проведено социологическое исследование «Мы – финно-угры! Наши корни едины!». Исследование включало в себя семь вопросов, среди которых, например, были такие: «Знаете ли Вы, какие народы, кроме мордовского, относятся к финно-угорской языковой группе? Попытайтесь их назвать», «Какая информация о родственных народностях финно-угорской группы Вам интересна?», «Кого из финно-угорских писателей (поэтов, кроме мордовских, Вы знаете (читали их произведения, слышали о них?» и др. И, как показал опрос, большое количество респондентов проявляет интерес к информации о финно-угорских народах, таким образом, представив благодатную почву сотрудникам детских учреждений для фантазии, творчества, инициативы в этом направлении.

Большое значение в реализации проекта играла компетентность воспитателей в данном вопросе. Именно поэтому значительная роль была отведена участию воспитателей ДОУ в общегородском семинаре «Детская библиотека – информационный центр финно-угорских культур и межэтнической толерантности», где состоялся круглый стол «Возможности детской библиотеки в развитии и продвижении культуры финно-угорских народов». На семинаре поднимались актуальные проблемы патриотического воспитания посредством изучения финно-угорской культуры и литературы, рассматривались перспективы развития детских учреждений как информационных центров по воспитанию межэтнической толерантности и популяризации знаний о народах финноугорской языковой семьи, выработаны рекомендации по активизации деятельности в данном направлении на ближайшее время.

Своё выступление я хочу начать с крылатой фразы «Всё начинается с детства». Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Цели воспитания – развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка.

Задачи воспитания :

образовательные: познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа; показать характерные изменения в культуре мордвы; научить различать характерные черты мордовской национальной одежды;

развивающие: развивать слуховую и зрительную память детей; развивать непроизвольное запоминание; развивать логическое мышление;

воспитательные : способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры; воспитывать толерантность, уважение к другой культуре; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.

Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса : непосредственно организованной деятельности, кружковой деятельности, досугов и развлечений, экскурсий, конкурсов и выставок, познавательных бесед.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и общими переживаниями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Золотая осень», «День матери»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом - «Троица».

Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в игровой, продуктивной деятельности. Знакомство ребёнка с мордовской культурой развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.

На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

Каждую первую неделю месяца педагоги организуют прогулки по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребёнок, не перегружаясь излишней информацией, получают яркие представления о достопримечательностях города Саранска. В дальнейшем дети сравнивают современные и старые здания, отмечают своеобразие лепнины, резьбы, находят в современных украшениях домов те элементы, которые были у предков. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музеев - одно из основных средств развития эмоционально- чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.

На протяжении всего года воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей мордовской национальности. На посиделках и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Своё выступление хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе культурно-исторического наследия
Опубликовано: 25 августа 2021 в 10:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД