МААМ-картинки

Современные подходы в воспитании мальчиков и девочек

Елена Хмелевская
Современные подходы в воспитании мальчиков и девочек

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В СЕМЬЕ

Психолого-педагогические исследования, проведенные в России и за рубежом, установили, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли. Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Единодушны ученые лишь в одном – формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит как от отношения родителей к ребенку, так и отношения ребенка к матери, и от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Публикация «Современные подходы в воспитании мальчиков и девочек» размещена в разделах

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек является членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка, и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве примера для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только проявления некоторых действий и внешних отличительных признаков, но и такие сложные качества личности, как мягкость или решительность, стойкость или доброта, отзывчивость.

Родительская семья – важнейший институт социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивны и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

Психологические особенности девочек

У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем старше они становятся, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. д.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им, в большей мере, свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они остро реагируют как на поощрения, так и на порицания. У девочек развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя уверенными в необычных условиях. Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Обычно больше, чем мальчики любят читать, увлекаются поэзией и занимаются музыкой.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Роль матери в воспитании дочери

Главным воспитателем детей в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь, вскармливает его, всегда находится рядом. И обычно между матерью и ребенком устанавливаются более близкие отношения. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания, как девочек, так и мальчиков. Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери и ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери.

Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усвоить то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери, начиная с первых недель – успех его воздействия в большей степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь, прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности. Очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчеркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни. У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты», мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Роль отца в воспитании дочери

Не менее важна в воспитании дочери роль отца. Папа – главный мужчина в жизни каждой девочки. Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Для ее эмоциональной жизни очень важно то, насколько внимательным, любящим и заботливым будет отец. Недостаток внимания со стороны папы может вылиться в проблемы с личной жизнью или неудачную карьеру.

Именно от папиного одобрения напрямую зависит то, будет ли его маленькая принцесса ощущать себя женственной. Папам стоит серьезно отнестись к этой особенности воспитания девочки и уже с малых лет говорить своей малышке комплименты и всячески подчеркивать то, как она хороша. От папы зависит и то, какой у дочери будет муж. Его она будет выбирать бессознательно, ориентируясь на то, какие отношения у нее были с отцом.

Не менее важно и отношения между родителями. Если отец тиран, а мать жертва, то во взрослой жизни девочка обязательно примерит на себя образ жертвы. И наоборот, если отношение отца к матери поистине королевское, то с большой долей вероятности личная жизнь у девочки сложится так же удачно, как и у родителей. Особенности «мужского» воспитания девочки предполагают обязательное присутствие рядом с ней членом семьи мужского пола. Если папы в семье нет, его могут заменить дедушка или дядя. Девочкам требуется больше помощи и одобрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Они испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

Психологические особенности мальчиков

Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее, обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителями мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересами повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности. Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются разные травмы. Мальчишки лучше понимают прямые указания, чем размытые намеки, краткость и точность изложения.

В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе чаще всего на низком уровне по сравнению с девочками, в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще проявляются «трудные подростки, которым свойственны вредные привычки и правонарушения. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

Роль отца в воспитании сына

Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Поэтому, главное и обязательное условие, которое должен соблюдать отец, воспитывая мальчика, - самому быть мужчиной: самостоятельным, сильным, ответственным, волевым, терпеливым, упорным, мужественным, уважительным, галантным, одним словом, во всем должен быть примером сыну. Наличие мужского тела еще не делает из мальчика мужчину, он начинает чувствовать себя таковым и соответственно себя вести – благодаря способности подражать. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Мальчику очень важно ощущать поддержку и признание своего отца, и это еще одна очень важная особенность воспитания мальчика в семье. Отец, да и мать тоже, не должны скупиться на такие фразы, как: «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!», «Ты сможешь!». Это воспитывает в мальчике мужской характер, формирует в нем очень важные для мужчины чувства самодостаточности и самоуважения. Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно. Мальчикам нужно реже запрещать, а чаще разрешать что-то дополнительное за хороший поступок. Очень важно, чтобы отец считался с мнением своего сына, всячески развивая в нем чувство самостоятельности. «Как думаешь ты?», «Что бы ты выбрал на моем месте?», «Как бы ты здесь поступил?» - эти и подобные им фразы должны как можно чаще звучать в разговоре отца с сыном. Однако «давить» на ребенка не следует, можно лишь направлять и давать советы. Получив в детстве правильные жизненные установки, в будущем мальчик сможет достичь высот, как в карьере, так и в личной жизни.

Роль матери в воспитании сына

Маме нужно больше доверять воспитание сына папе : он чувствует, как нужно воспитывать мужчину. Считается, что лучшая женская позиция при воспитании из мальчика–мужчину – это поддержка позиции отца и его подхода к воспитанию (естественно, что этот мужчина в семье присутствует и что он адекватен).

Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим. Обязательно должен быть физический, телесный контакт для повышения самооценки мальчика, обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу. Мама - заботится, а папа – формирует мужчину.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Список литературы:

1. Ильин Е. И. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб. : Питер, 2003. – 544 с.

2. Кочубей Б. И. Под отцовским крылом. // Семья и школа. – 1990. - №7. – С. 34-35.

3. Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5. – С. 45-53.

4. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.

5. Столярчук Л. И. Педагогические аспекты поло-ролевого воспитания // Педагогика. – 2003. - №5. – С. 38-43.

6. Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб., 1998. – С. 124-126.

7. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб., Питер, 2003. – 256 с.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Протокол родительского собрания в старшей группе «Родителям о воспитании мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста» Родительское собрание №2 от 11.12.2015 года. Тема:Форма проведения :круглый стол Председатель: воспитатель Давыдова И. А. Секретарь: воспитатель.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы в воспитании мальчиков и девочек
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 10:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД