Папки-передвижки

Современные технологии изучения семьи в ДОУ (опыт работы)

попова юлия
Современные технологии изучения семьи в ДОУ (опыт работы)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 403 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454902, г. Челябинск, пос. Шершни, ул. Гидрострой, 1а, тел/факс +7(351) 232-65-08

E-mail : ds403chel@mail.ru

Современные технологии изучения семьи в ДОУ

(опыт работы)

Выполнила:

Воспитатель

высшей категории

Попова Ю. А.

2020

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Современные технологии изучения семьи в ДОУ (опыт работы)» размещена в разделах

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в различные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально- опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

Различие образовательного и общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовывать деятельность детей, типологические особенности родителей детей с особыми образовательными потребностями - всё это и многое другое накладывается друг на друга, создает неповторимую семейную атмосферу

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации».

Цель данного исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация современных технологий изучения семьи в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования – процесс взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.

Предмет исследования – методы изучения семьи в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

1. Рассмотреть изучение семьи как педагогическую проблему.

2. Исследовать современные технологии по изучению семьи в дошкольном образовательном учреждении.

3. Апробировать проективные технологии изучения семьи в дошкольном образовательном учреждении.

Алгоритм изучения семьи

Важно изучить :

- состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т. д.);

- жилищно-бытовые условия;

- материальную обеспеченность;

- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

- характер взаимоотношений в семье :

а) между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

б) между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

в) позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится при-влечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);

г) отношение ребенка к родителям.

Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:

«Я нужен и любим и люблю вас тоже»;

«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;

«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;

«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности.

Выделяют следующие типы отношений ребенка к родителям:

дорожит семейными отношениями;

родители авторитетны;

относится безразлично;

относится пренебрежительно;

остро переживает семейную драму;

тяготеет к одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи : алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т. д.).

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок.

Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания, проведение педагогического лектория, организация информационного стенда для родителей, привлечение специалистов различных направлений, психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить опережающий характер, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Выделим наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире :

- утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

- обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи;

- осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность ее членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);

- оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;

- содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек и юношей, подготовка их к материнству и отцовству;

- предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи;

- предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;

- формирование позитивного для семьи информационного пространства.

В связи с этим семейная политика должна укреплять положение семьи в обществе и быть нацелена на укрепление семейного образа жизни, ответственного родительства, укрепление социальных норм семьи и брака, создание благоприятных условий для развития семьи, эффективного выполнения ее функций; создание и поддерживание позитивного образа семьи;

-педагогическая диагностика семьи как педагогической системы в структуре воспитательного процесса, особенностей семейного воспитания;

-формирование позитивной мотивации родителей к взаимодействию с образовательным учреждением и педагогами путем создания условий для ощущения успешности этого взаимодействия;

-поиск и создание условий для активного участия родителей в управлении процессом образования, активизация интеллектуального и практического опыта родителей;

-создание эффективных возможностей для участия родителей в демократизации педагогического процесса в образовательном учреждении;

-создание в рамках образовательного учреждения условий для развития индивидуальных творческих способностей детей в связи с сокращением и коммерциализацией этой сферы в масштабах микро- и мезосферы;

-сотрудничество в решении социальных, валеологических и духовно-нравственных проблем;

-оказание посреднической помощи семье в гармонизации ее отношений с социумом;

-создание в образовательных учреждениях эффективных информационных, просветительских и консультационных центров в помощь семье, школ опережающего обучения родителей; проведение Интернет-конференций по обмену опытом семейного воспитания, участие в совместной проектной деятельности;

-сотрудничество всех социальных институтов воспитания в организации ценностно-ориентированного досуга и отдыха детей;

-создание условий для развития родительских общественных объединений (родительские комитеты, попечительские советы, общества содействия семье, общественные комиссии, семейные ассоциации, семейные клубы и т. д.);

-поиск и активное использование инновационных форм и методов работы с семьей (альбомная технология, семейный вернисаж, презентация семейного совета, семейный КВН, родительское кафе, семейная гостиная, собрания проблемных групп, семейный клуб, библиотерапия (книжная терапия, педагогические тренинги, семейный музей, семейный архив, педагогическая мастерская, «разговор по душам» или задушевный разговор, консультация-размышление и др.).

Например, технология работы с альбомом :

1. Ознакомительно-ориентированный этап:

- знакомство с семьей;

- педагогический патронаж (ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье, определение уровня педагогической культуры родителей);

- изучение положительного опыта семейного воспитания, изучение проблем семьи;

- знакомство с традициями, обычаями семьи;

- составление видов помощи семье.

2. Проблемно-целевой этап.

Использование фотографий для стимулирования воспоминаний помогает вытащить на поверхность задавленный в прежнем личностном опыте материал и вызывает забытые эмоциональные переживания по отношению к специфическим событиям и людям.

Педагог задает вопросы членам семьи об общем настроении и атмосфере, царившей на съемках. Вопросы могут быть примерно следующими: «Кто эти люди на фотографиях?», «Помните ли Вы, что происходило во время съемки?», «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в тот день?», «Кто снимал эту фотографию?», «Что случилось после того, как фо-тограф щелкнул объективом фотоаппарата?», «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате».

3. Содержательный этап.

- На этом этапе происходит ценностное насыщение взаимодействия педагога с родителями;

- формируется особое коммуникативное духовно-насыщенное поле;

- создается пространство для диалога, формируются этические и нравственные представления о семейных традициях в сотрудничестве семьи и учреждения.

4. Ценностно-результативный этап.

На этом этапе подводятся итоги встречи с родителями, выносятся благодарности за участие, определяются перспективы дальнейшего сотрудничества.

Темы альбомов: «Мой семейный альбом», «О чем расскажет семейный альбом», «Листая страницы семейного альбома», «Традиции нашей семьи в семейных фотографиях», «Я расту и изменяюсь», «Мои предки», «Моя родословная», «Первые шаги», «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом», Составление альбомов: «Мои любимые», «Моя дружная семья», «Альбом – есть памятник души», «Мои заботливые родители», «Мир наших семейных увлечений», «Мои бабушки и дедушки».

Семейный вернисаж – своеобразное торжественное открытие выставки. Оформление вернисажей возможно на различные темы:

- «Наша семейная коллекция (открыток, марок, кукол и т. д. ,

- «Трудовые династии нашей семьи»,

- «Мои любимые питомцы»,

- «Наш урожай»,

- «Семейное хобби»,

- «Фестиваль семейных находок».

Семейное чтение – предполагает духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение невидимой чудесной духовной связи между людьми, имеет неповторимый библиотерапевтический эффект.

Первый блок – это круг чтения, который очерчивается следующими аспектами: чтение книг, основанное на одинаковых интересах; чтение литературы, специально изданной для совместного чтения; чтение любимых родителями книг.

Ко второму блоку относится собственно процесс чтения, который можно разделить на следующие этапы: подготовительный этап; прочтение; смысловое восприятие прочитанного.

Третий блок – обсуждение прочитанного; он формируется из бесед о прочитанном и различного рода пересказов текста, а также повторного чтения.

Четвертый блок – это так называемое «послечтение», когда происходит оценка прочитанного, обогащение восприятия художественного произведения. Все это проявляется в различных видах творчества: декламации, инсценировках, рисунках, лепке.

Технология индивидуальной консультационной работы с семьей :

необходимо заранее обсудить возможность проведения консультации;

родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;

время консультации или беседы должно быть четко оговорено;

желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;

необходимо четко формулировать цели консультации, родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;

все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны;

в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;

если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и педагогов. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое ение и свое отношение к проблеме. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз. Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах. В ходе консультации сравнивать ребенка с самим собой, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Семейный архив – систематический сбор открыток, писем, документов, фотографий, рукописей. Можно создать архив, связанный с детством сына или дочери. В него входят записочки, которые писал муж, когда жена находилась в родильном доме; поздравительные телеграммы, которые присылают родственники, бабушки и дедушки; открытки, на которых все родственники пишут добрые пожелания новорожденным, и множество маленьких «мелочей», которые имеют большую духовно-нравственную ценность.

В семейный музей могут входить фотографии, личные вещи, предметы быта, шитье, вышивка, старая мебель, посуда, книги, одежда, награды, грамоты, дипломы, документы, рукописи, земля с родины предков. С рождением малыша можно пополнить свой семейный музей о «нежном возрасте» : фотографии, сделанные во время УЗИ; видеокассета с записью движений крохи в животе мамы и первых часов жизни малыша; первые фотографии сына или дочки, в том числе и сделанные в роддоме; бирочка из роддома, на которой указаны фамилия, вес, рост и дата рождения ребенка; газета, вышедшая в день рождения крохи; поздравления, которые Вы получили от друзей и родственников по случаю рождения малыша; отпечатки или гипсовые слепки ручки и ножки младенца; листочек календаря, оторванный в день рождения ребенка; прядь младенческих волос; шкатулка для первого молочного зуба малыша; комплект самой первой одежды: кофточка или распашонка, ползунки, чепчик, пинетки, крестильная рубашечка или платьице, башмачки, в которых ребенок сделал первый шаг; листочки бумаги с первыми каракулями вашего чада; любимая погремушка.

Можно создать семейный музей по различным направлениям:

- «моё детство»,

- «золотые руки моих бабушек и дедушек»,

- «мои маленькие мама и папа»,

- «музей семейных талантов»,

- «музей семейной старинной детской игрушки»,

- «музей семейных народных промыслов»,

- «семейное караоке».

Критерии эффективности взаимодействия семьи и учреждения образования. Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей. Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций. Взаимно признавая автономию учреждения и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу.

Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и учреждения дополнительного образования, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека.

Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах.

Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства.

Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь.

. Апробация проективных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации

Совершенствуя диагностическую работу по изучению семьи, мы апробировали серию проективных технологий с целью изучения детско-родительских отношений. Представим апробированные технологии.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3. Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогли найти ответ на такие волнующие вопросы: «Как распознать, что тревожит ребенка?», «Как дети воспринимают нас и наши отношения?», «Какими мы видим самих себя и наших детей?», «Как выявить скрытый конфликт в семье и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?». Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика несет мамину сумку

Мальчик держит цветок подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

- отношение взрослых к ребенку;

- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

- ценности семьи;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать «Что нарисовано?» и «озвучить» нарисованное («Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?», «Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?»). Ребенок рассказывает о картинке и «проявляет» свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама.» Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. «Если я упаду или ударюсь, то мама.», «Если я плохо мою руки, то папа.», «Если у мамы болит голова, то мы с папой.», «Мама хвалит меня, если я.», «Бабушка огорчается, когда я.» и т. д.

Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, мы используем технологию дифференцированного (индивидуального) подхода к изучению семьи. Необходимо хорошо исследовать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах.

Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания.

Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических принципов:

1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями

2. учет своеобразия условий воспитания

3. сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями

4. взаимосвязь разных форм работы с родителями

5. одновременное влияние на родителей и детей

6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю её характеристику. В данных методических рекомендациях педагогам предлагаются методики изучения социально-бытовых и психолого-педагогических параметров семьи, которые помогут составить наиболее полный ее «портрет».

При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять, какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание в семье детей. Поэтому в самом начале даётся общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями, план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы, однако и в этом случае опрос может оказать определенную педагогическую пользу, т. к. сами вопросы могут заставить родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).

Применение рассмотренных методов позволило расширить и углубить представления педагога о семьях своих воспитанников, узнать о различных стилях воспитания в семье (авторитарном, демократическом) о умении родителей позитивно разрешать конфликты с детьми. На основании полученной информации появилась возможность адресного сопровождения семей воспитанников с учётом выявленных проблем, повысился уровень консультативной работы с родителями

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии изучения семьи в ДОУ (опыт работы)
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 07:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД