Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы

Юлия Веснина
Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы

Авторы: Веснина Юлия Евгеньевна, Широких Юлия Михайловна, Анедченко Анна Викторовна, Горблюк Евгения Юрьевна.

Существует федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) — он диктует обязательные требования к образовательной программе для дошкольников. Согласно нему, такая программа должна содержать в себе направление художественно-эстетического развития. [5]

Художественно-эстетическое развитие направлено на формирование у дошкольника понимания мира природы и элементарного представления о видах искусства — изобразительного, литературного, декоративно-прикладного, музыкального и театра. Оно так же формирует у ребёнка такие человеческие качества как доброта, уважение, вежливость, ответственность и аккуратность. Другими словами, художественно-эстетическое образование имеет интегрированную направленность и затрагивает различные отрасли творческой и культурной деятельности.

Педагог Нагорная Л. А. говорит о том, что художественно-эстетическое образование — особая грань воспитания дошкольника, которая активизирует его познавательность, формирует познание нравственной стороны деятельности и обогащает его эстетический опыт. [3]

Кроме познавательного, эмоционального и ценностно-смыслового развития, художественно-эстетическое образование развивает физические способности дошкольника. Театрализованная деятельность и хореография, пение, музыкальное сопровождение и художественное слово стимулирует развитие пространственно-ориентировочных действий, укрепляет дыхание и развивает фонематический слух соответственно. В процессе лепки и рисования происходит развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на формирование и совершенствование речи дошкольника.

Художественно-эстетическая деятельность развивает коммуникативные навыки и даёт возможность самовыражения, что стимулирует развитие внимания, воображения, образного мышления, креативности и того, что мы называем талантом. Художественно-эстетическое образование позволяет не только познакомить дошкольника с устройством и культурой окружающего мира, творческой деятельностью, но и активизировать его заинтересованность к конкретному предмету за счет получения знаний, навыков и результатов. Важно отметить и то,что оно формирует у дошкольника представление о родине: знакомит с местным менталитетом, обычаями и традициями, историей и современностью.

Основная тенденция художественно-эстетического образования в дошкольных учреждениях сегодня — всестороннее развитие их воспитанников и формирование целостной гармоничной личности. Поэтому современное образование носит интегрированный характер, то есть затрагивает различные направления творческой деятельности, культуры и искусств.

Отсюда вытекает ещё одно направление – тенденция полноценного эстетического развития. Художник Неменский Б. М. в своей книге «Познание искусством» отмечает, что учить нужно не искусству, а искусством. [4] В контексте дошкольного образования это означает, что воспитанники детских садов должны не просто изучать готовые произведения искусства, но и принимать непосредственное участие в создании собственных – рисовать, лепить, играть в театре, петь и заниматься другой творческой деятельностью. Это развивает творческое начало, восприятие и чувство прекрасного, формирует стремление в изучении искусств.

Тенденции ведут за собой ряд проблем, с этим связанных.

Основная проблема, которая особенно касается сельских детских садов, — создание развивающей предметной среды, которая бы позволила охватить все направления художественно-эстетического развития. Малонасыщенная и редко обновляемая среда обеспечивает творческую и познавательную активность дошкольников не в полной мере. Отсутствие театральной студии в детском саду ведет к тому, что его воспитанники недополучают знаний и навыков об этом важном предмете художественно-эстетического образования.

Ещё одна проблема — малокомплектный детский сад — это когда в одной группе находятся дети с большим возрастным диапазоном, например, от двух до четырех лет. Сложность заключается в организации таких занятий, которые были бы интересны и полезны для каждого воспитанника с точки зрения его возраста, физических способностей и предпочтений. Отсюда вытекает следующая — проблема в выборе наиболее эффективных методических пособий и организационных инструментов. Существует множество педагогических пособий и рекомендаций по организации занятий в младших дошкольных группах, и выбрать наиболее подходящее удается только посредством практики — внедрения такой методики или программы непосредственно в группе детей разных возрастов.

Существует ещё одна – проблема организации интегрированного художественно-эстетического воспитания, а именно синтеза искусств (живопись, литература, лепка, театр, хореография) и образовательных областей (познавательное, коммуникативное, речевое, художественное, эстетическое развитие, видов деятельности и интеграции качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, чувственность, креативность, инициативность, увлеченность). [1]

Художественно-эстетическое образование должно включать в себя содержательные основы различных видов культуры, то есть быть одновременно разнообразным, полезным и, конечно, результативным — должны быть заметны изменения в развитии личности воспитанника.

Список источников:

1. Бутенко Н. В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. – 2016. – C. 58-59

2. Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности // Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – 2008. – С. 11

3. Нагорная Л. А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2014. - № 3 (3). - С. 98-100

4. Неменский Б. М. Познание искусством // И. УРАО. – 2000. – С. 79

5. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Минобрнауки. – 2013. – II глаза. – С. 6-8

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 11:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...
Конспект НОД по пластилинографии «Еловая веточка с шишкой» в подготовительной группе ДОУ
Цели : 1. Развивать творческие способности детей. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Задачи: 1....