Папки-передвижки

Современный взгляд на музыкальное воспитание и ребенка в детском саду

Даньшина Надежда
Современный взгляд на музыкальное воспитание и ребенка в детском саду

В статье анализируется и характеризуется процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста с позиций целостного развития ребенка и становления субъектности дошкольника в музыкальной деятельности. Предложен современный взгляд на проблему методики музыкального воспитания в детском саду, определен генезис музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Сформулированы актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей, призывающие ученых и практиков к инновационному поиску.

Публикация «Современный взгляд на музыкальное воспитание и ребенка в детском саду» размещена в разделах

Ключевые слова: ребенок как субъект музыкальной деятельности, целостное музыкально-художественное развитие ребенка дошкольного возраста, онтогенез музыкальной деятельности в раннем и дошкольном детстве, опыт музыкальной деятельности ребенка-дошкольника, педагогические условия музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальные задачи методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание всегда было и, очевидно, останется особым, уникальным воспитанием в дошкольном образовательном учреждении. Интерес к данной проблеме обусловлен не только необходимостью раннего музыкального развития детей, колоссальным потенциалом музыкального искусства в воспитании дошкольников, но, прежде всего, привлекательностью музыкальной деятельности для воспитанников детских садов, устойчивым интересом к пению, танцевальным движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоциональных проявлений, побуждает к творчеству, активизирует фантазию и игру, желание общаться и рассуждать о музыкальном искусстве. Дети с раннего возраста любят слушать музыку, с удовольствием подражают своим любимым исполнителям, самостоятельно разучивают и поют песенки любимых мультипликационных героев, экспериментируют со звучащими предметами и игрушками. Неподдельный интерес дошкольников к музыкальной деятельности заставляет нас, исследователей-методистов по музыкальному воспитанию, обращаться к истории становления методики и анализировать ее современное состояние, чтобы определить перспективы ее дальнейшего развития.

Обновление теории и методики музыкального воспитания дошкольников определяется, во-первых, развитием в последние годы такой научной отрасли, как философия детства. Уже не требует дополнительных доказательств общественное и научное признание самоценности периода детства в развитии человека, уникальности детской культуры и субкультуры, что предопределяет необходимость рассмотрения данной методикой проблем музыкальной субкультуры современного дошкольника, анализа педагогических подходов к обогащению элементарного, но уже личного музыкального опыта ребенка. Во-вторых, своеобразием современного дошкольного образования. При условии вариативности образовательных программ и типов дошкольных образовательных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрезвычайно актуализируется задача разработки подходов к организации процесса целостного художественного развития детей. Необходимость художественно-творческого развития ребенка, определение содержания и способов художественного образования обусловлены значимостью эмоционально-чувственного развития личности в период дошкольного детства. Развивающее значение взаимодействия ребенка с произведениями искусства заключается в эмоционально-личностном познании себя и окружающих, возможности самораскрытия и самовыражения в культурном контексте.

Все это позволяет рассматривать вопросы методики музыкального воспитания дошкольников в контексте концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности.

Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на вопрос о возможности развития ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры. Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. В фундаментальных теоретических работах (В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимовой) и многочисленных диссертациях (О. В. Акуловой, Н. А. Вершининой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, М. Н. Поляковой и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с:

• самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

• процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Развитие изложенных научных идей связано с поиском ответов на следующие вопросы:

• В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности?

• В чем специфика детской музыкальной деятельности? Каков генезис музыкальной деятельности в дошкольном возрасте?

• Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности? Как связаны музыкальный опыт и процесс развития музыкальной деятельности?

• Что есть целостное развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в педагогическом процессе детского сада?

Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

1. Эмоциональный компонент, выражающий отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности.

2. Эмоционально-деятельностный компонент, формирующийся на основании инициативы и инициирующий собственно деятельность.

3. Деятельностный компонент, проявляющийся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся:

• ценностное отношение;

• интерес;

• избирательная направленность;

• инициативность;

• свобода выбора;

• самостоятельность, автономность, творчество.

Как же проявляются эти качества в дошкольном возрасте?

Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника.

Первое. Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потреб-ностная сфера ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эль-конин и др.). Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я» происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.

Второе. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъ-ектна, поскольку дошкольник - это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

Как может проявляться ребенок как субъект музыкальной деятельности?

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности : эмоционально-субъектные и деятельностносубъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избиратель -ность, избирательное отношение к музыке, т. е. предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.). Уже в раннем возрасте ребенок может устойчиво выбирать те или иные инструменты шумового оркестра, может скучать во время пения, но оживляться в ходе музыкальных игр.

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.

Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.

У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества:

• интерес к музыке;

• избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;

• инициативность и желание заниматься музыкальной деятельностью;

• самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;

• творчество в интерпретации музыкальных произведений.

Публикации по теме:

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

День рождения ребенка в детском саду с приглашением аниматоровДень рождения ребенка в детском саду с приглашением аниматоров День рождения у ребенка - волнительное мероприятие как для ребенка, так и для его родителей. Ведь так хочется, чтобы ребенок запомнил свой.

Фотоотчет по лепке «Музыкальное занятие в детском саду»Фотоотчет по лепке «Музыкальное занятие в детском саду» Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по продуктивной деятельности в разновозрастной подготовительной группе по теме «Музыкальное занятие».

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» - не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Празднование дня рождения ребенка в детском садуПразднование дня рождения ребенка в детском саду Ежегодно, 25 раз в году, в нашей группе отмечаем дни рождения наших воспитанников! Очень приятно видеть в этот день именинника (цу) нарядным,.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт)Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт) Последнюю неделю мая наши педагоги решили посвятить экологическому воспитанию наших детей и выяснить, что узнали и чему научились ребята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный взгляд на музыкальное воспитание и ребенка в детском саду
Опубликовано: 25 марта 2020 в 20:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД