Лучший педагог года

Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре

Светлана Зайнутдинова
Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре

Стендовый доклад:

«Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре»

Разработал:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Зайнутдинова С. В.

Публикация «Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре» размещена в разделах

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», когда ослабевают любовь и уважение к Родине, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей и гражданской позиции? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особое значение имеет народная кукла, которая может ненавязчиво и эффективно не только забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать детей старшего дошкольного возраста, но и знакомить с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что данную работу целесообразно осуществлять с детьми старшего дошкольного возраста через работу в музейной мастерской и создание мини-музея «Народная тряпичная кукла». Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Цель:

Сформировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения народной тряпичной куклы.

2. Познакомить детей с техникой изготовления некоторых народных тряпичных кукол, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

4. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

5. Привлекать родителей к изготовлению кукол для мини-музея

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

• Принцип опоры на интересы ребёнка;

• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• Принцип наглядности;

• Принцип последовательности

• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Работа проводилась в несколько этапов.

1этап. Подготовительный. Включал в себя

• Изучение методической литературы по теме

• Подбор русских народных сказок

• Изготовление альбомов «Народная тряпичная кукла», «Мини-музей «Народная кукла», «Алгоритмы изготовления народных кукол»

• Изучение статей на тему «Где появились куклы», «История тряпичной куклы»

• Беседы с детьми с целью сообщить исторические сведения о возникновении тряпичной куклы, обсуждения видов тряпичных кукол

Создание музейной мастерской

• Просмотр видеофильмов с детьми «Все о куклах»

• Разработка перспективного плана работы в музейной мастерской

• Разработка правил поведения в музее.

Итогом первого этапа стало создание условий в группе для организации мини-музея «Народная тряпичная кукла»

2 этап. Этап реализации. Основной.

Работу по организации музея я начала с изготовления народных кукол с детьми. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые.

Особое внимание я уделяла укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью я привлекала родителей к подбору материалов для изготовления кукол, проводила мастер-классы «Куклы наших бабушек», «Народная кукла своими руками», «виртуальные» путешествия, экскурсии в музеи народных мастеров с использованием Интернет-ресурсов и т. п.

Вся работа мною велась в соответствии с народным календарем, а так же в соответствии с проводимыми мероприятиями в детском саду. Дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа. С этой целью мною были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол.

В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол : небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.

На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а также делали куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику изготавливали обрядовые куклы. Например, на масленицу дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинам.

Результатом нашей совместной работы с детьми и родителями стал, созданный замечательный мини-музей «Народная тряпичная кукла».

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах, обрядовые, обереговые, игровые и т. д. Кроме кукол представлены альбомы с разными видами народных кукол и их описание, алгоритмы пошагового изготовления некоторых кукол, правила поведения в мини-музее.

Коллекция мини-музея располагается на полке в групповой комнате.

Особенности использования экспонатов мини-музея.

Экспонаты (куклы) мини-музея находятся в свободном доступе детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр.

Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

Формы деятельности в музее:

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Театрализованные досуги.

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

Все экспонаты выполнены воспитателем, детьми и родителями.

Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием.

В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а также делали куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику изготавливали обрядовые куклы. Например, на масленицу дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинам.

Играя с разными куклами, дети учились чувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается мелкая моторика рук.

Благодаря работе в мини-музее кукол, мы совершенствуем нравственно-патриотиеское воспитание дошкольников. Проводя экскурсии, открытые занятия или просто беседы у мини-музея, воспитатель учит детей внимательно слушать, бережно относиться к музейным экспонатам и к своему труду, а также уважительно относиться к культуре страны. Благодаря мини-музею кукол, мы развиваем ребятам творческие способности и уважение к труду.

Важная особенность нашего мини-музея – это участие детей и родителей в пополнении его экспонатами. И дети, и взрослые чувствуют причастность к общему делу: сами шьют и творят различные куколки для музея, тем самым узнают что-то новое о традициях нашего народа, нравственно и эстетически развиваясь.

3 этап – итогово-обобщающий

Наш мини-музей - это результат совместного труда воспитателя, детей и их семей. Сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей и родителей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей. Помог обогатить духовный и нравственно-патриотичекий мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.

Д. С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой».

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклыФотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклы Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Рада вам! Вот такую поделку для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса.

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписиФормирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.

Игровая кукла «Коняшка в яблоках» по мотивам народной тряпичной куклы своими рукамиИгровая кукла «Коняшка в яблоках» по мотивам народной тряпичной куклы своими руками Доброго времени суток! Рада всем, кто заглянул ко мне в эту минуту! Скоро моя коллега Майя Александровна даёт мастер-класс по плетению.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость» (пополнение коллекции). Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны». Считается, что эта кукла поворачивает.

Мастер-класс изготовления тряпичной обережной народной куклы «Колокольчик»Мастер-класс изготовления тряпичной обережной народной куклы «Колокольчик» Доброго времени суток, дорогие друзья и гости моего блога! Давно не обращалась я к народной кукле. Народные тряпичные куклы, ещё их называют.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Каркуша»Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Каркуша» Народная тряпичная кукла Каркуша. Каркушей в народе называли и сороку, и ворону, и галку. Обычно эти куклы делались на праздник Сороки.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре
Опубликовано: 11 мая 2020 в 19:56
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД