Светлана Зайнутдинова
Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Стендовый доклад:
«Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре»
Разработал:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Зайнутдинова С. В.
Публикация «Создание и использование мини-музея народной тряпичной куклы как средство приобщения старших дошкольников к народной культуре» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», когда ослабевают любовь и уважение к Родине, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей и гражданской позиции? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особое значение имеет народная кукла, которая может ненавязчиво и эффективно не только забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать детей старшего дошкольного возраста, но и знакомить с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что данную работу целесообразно осуществлять с детьми старшего дошкольного возраста через работу в музейной мастерской и создание мини-музея «Народная тряпичная кукла». Такая форма работы поможет расширить знания детей о традициях в использовании кукол, будет способствовать повышению интереса к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Цель:
Сформировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить детей с техникой изготовления некоторых народных тряпичных кукол, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
5. Привлекать родителей к изготовлению кукол для мини-музея
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Работа проводилась в несколько этапов.
1этап. Подготовительный. Включал в себя
• Изучение методической литературы по теме
• Подбор русских народных сказок
• Изготовление альбомов «Народная тряпичная кукла», «Мини-музей «Народная кукла», «Алгоритмы изготовления народных кукол»
• Изучение статей на тему «Где появились куклы», «История тряпичной куклы»
• Беседы с детьми с целью сообщить исторические сведения о возникновении тряпичной куклы, обсуждения видов тряпичных кукол
• Создание музейной мастерской
• Просмотр видеофильмов с детьми «Все о куклах»
• Разработка перспективного плана работы в музейной мастерской
• Разработка правил поведения в музее.
Итогом первого этапа стало создание условий в группе для организации мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2 этап. Этап реализации. Основной.
Работу по организации музея я начала с изготовления народных кукол с детьми. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые.
Особое внимание я уделяла укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью я привлекала родителей к подбору материалов для изготовления кукол, проводила мастер-классы «Куклы наших бабушек», «Народная кукла своими руками», «виртуальные» путешествия, экскурсии в музеи народных мастеров с использованием Интернет-ресурсов и т. п.
Вся работа мною велась в соответствии с народным календарем, а так же в соответствии с проводимыми мероприятиями в детском саду. Дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа. С этой целью мною были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол.
В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол : небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.
На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а также делали куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику изготавливали обрядовые куклы. Например, на масленицу дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинам.
Результатом нашей совместной работы с детьми и родителями стал, созданный замечательный мини-музей «Народная тряпичная кукла».
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах, обрядовые, обереговые, игровые и т. д. Кроме кукол представлены альбомы с разными видами народных кукол и их описание, алгоритмы пошагового изготовления некоторых кукол, правила поведения в мини-музее.
Коллекция мини-музея располагается на полке в групповой комнате.
Особенности использования экспонатов мини-музея.
Экспонаты (куклы) мини-музея находятся в свободном доступе детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр.
Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Формы деятельности в музее:
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
Все экспонаты выполнены воспитателем, детьми и родителями.
Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием.
В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении всей образовательной деятельности, дети знакомились: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а также делали куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику изготавливали обрядовые куклы. Например, на масленицу дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинам.
Играя с разными куклами, дети учились чувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается мелкая моторика рук.
Благодаря работе в мини-музее кукол, мы совершенствуем нравственно-патриотиеское воспитание дошкольников. Проводя экскурсии, открытые занятия или просто беседы у мини-музея, воспитатель учит детей внимательно слушать, бережно относиться к музейным экспонатам и к своему труду, а также уважительно относиться к культуре страны. Благодаря мини-музею кукол, мы развиваем ребятам творческие способности и уважение к труду.
Важная особенность нашего мини-музея – это участие детей и родителей в пополнении его экспонатами. И дети, и взрослые чувствуют причастность к общему делу: сами шьют и творят различные куколки для музея, тем самым узнают что-то новое о традициях нашего народа, нравственно и эстетически развиваясь.
3 этап – итогово-обобщающий
Наш мини-музей - это результат совместного труда воспитателя, детей и их семей. Сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей и родителей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей. Помог обогатить духовный и нравственно-патриотичекий мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.
Д. С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой».