МААМ-картинки

Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

Елена Чуднова
Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

«Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является– создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря детей.

Публикация «Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, а устное народное творчество представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности с детьми раннего возраста. Проблема развития речи детей на сегодняшний день имеет особую значимость и для ее решения была поставлена цель работы: создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста и их успешной адаптации средствами малых фольклорных форм.

Для достижения поставленной цели были определены задачи, которые представлены на слайде. Для их решения была спланирована работа по трем направлениям: дети, родители и педагоги.

На данном слайде представлена система работы по развитию речи детей раннего возраста и их успешной адаптации средствами малых фольклорных форм. Работа с детьми раннего возраста требовала особого подхода и организовывалась через:

Непосредственно образовательную деятельность;

• Совместную деятельность педагога и детей;

• Организацию режимных моментов.

Но, прежде всего реализация системы работы по развитию речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды, которой было уделено особое внимание:

Развивающая предметно-пространственная среда.

Оформлен уголок ряженья;

Пополнен книжный уголок новыми книгами и игрушками (персонажи потешек);

Музыкальный центр дополнен шумовыми музыкальными инструментами и игрушками-забавами;

Оформлены разные виды театра.

Непосредственно образовательная деятельность

Непосредственно образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы старались организовать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений использовала все средства выразительности : мимику, жесты, силу голоса, тембр. А так же наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создавала развернутую картину действий и результата.

Игры-инсценировки.

В ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия, малыши должны видеть последовательную цепь событий, поэтому часто применяла прием инсценирования произведения с помощью ширмы, игрушек, а так же прием действенного соучастия. Это подталкивало детей к проговариванию новых слов и фраз, способствовало развитию активной речи.

Продуктивные виды деятельности.

Работу по развитию речи с использованием малых фольклорных форм осуществляла и в продуктивных видах деятельности. (лепка, рисование, конструирование).

Режимные моменты.

При организации НОД, конкретизируются и уточняются знания детей, но чтобы задачи обучения решались более успешно, необходимо было весь день пребывания ребенка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Поэтому составила картотеку потешек к режимным моментам и использовала их при умывании, одевании, приеме пищи, но особенно они помогали во время адаптации детей.

В повседневной жизни использовала фольклорные подвижные, хороводные игры, игры с пальчиками и логоритмические упражнения.

В работе по формированию речевой активности использовала разные виды театра: кукольный, театр на варежках, пальчиковый, театр резиновой игрушки.

Большое значение придавала и организации сюжетно-отобразительной игры. Играющий ребенок непрерывно говорит, даже если играет один. Но есть игрушки, значение которых, как стимулов для активизации речи детей исключительно. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных и людей. Вот такие игрушки старалась регулярно использовать в работе с малышами.

Праздники и развлечения.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а так же развитию активной речи и обогащению словаря способствовало проведение праздников и развлечений. Приподнятое настроение детей вызывало желание общаться.

Систематическая работа способствовала пониманию речи детьми, свободному использованию простых предложений в разговорной речи, активизации детей в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативности в речевых контактах. Дети стали более активными, эмоциональными, имеют словарный запас соответственно возрасту.

Методические продукты.

Результаты деятельности по взаимодействию с детьми представлены на слайде.

Взаимодействие с семьей.

Особое внимание уделяла взаимодействию с родителями, так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика.

Анкетирование родителей по данной теме показало следующее:

большинство родителей воспитанников отдают приоритет интеллектуальному развитию, и, не считают нужным знакомить детей с произведениями русского народного творчества, многие из них не знают содержания произведений данного цикла, 13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества.

Формы работы с родителями.

Использовала разнообразные формы работы с семьей : анкетирование, индивидуальные беседы и консультации, групповые родительские собрания в форме круглого стола, разнообразные мультимедийные презентации, в создании которых родители принимали непосредственное участие. А так же, совместное оформление выставок детских рисунков, которые дети рисовали вместе с родителями. Совместное оформление фотовыставок. Выставки семейного творчества. Дни открытых дверей. Родители принимали активное участие при проведении в группе различных проектов: приходили в гости к ребятам, показывали и рассказывали сказки (проект «В гостях у сказки», помогали шить юбки и косынки (проект «Мы - матрешки», вместе с детьми придумывали и мастерили русские народные инструменты и помогали играть на них и др.

Школа молодого родителя.

Для родителей вновь поступающих детей была организована «Школа молодого родителя», где родители вместе со своими малышами играли, разучивали потешки, пальчиковые игры, пели колыбельные песни и просто знакомились, общались.

Такие формы работы способствовали налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, их сферой деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители активно поддерживали меня в начинаниях, принимали активное участие в проведении мероприятий группы и дошкольного образовательного учреждения.

Обобщая результаты деятельности можно сделать вывод об эффективности системы работы, ориентированной на речевое и социально-коммуникативное развитие детей средствами фольклора, а также повышения заинтересованности и активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 19:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД