алла мавлютова
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 274
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Методическая разработка
«Создание предметно-развивающей среды
по музыкальному развитию в ДОУ»
(дизайн-проект)
пакет документов на районный конкурс
Выполнил: музыкальный руководитель
Мавлютова Алла Владимировна
Публикация «Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Актуальность создания предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем, что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.
Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование оказывает правильная организация предметно-развивающей среды.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды.
Под предметно-развиающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Проект позволит обеспечить:
- систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;
- самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
- создание условий для отражения детей услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;
- получение, закрепление знаний о музыке, развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.
Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются :
Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.
Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку развивающей среды, позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
Принцип системности предполагает целостность развивающей среды, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.
Принцип активности, самостоятельности, творчества- возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения.
Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
Принцип открытости - закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию ( реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
При разработка предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ были использованы нормативные документы, научные и методические источники:
- концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
- в соответствии с федеральными государственными требованиями.
- в соответствии в соответствии общеобразовательной программой дошкольного учреждения.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.260-10, письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье»;
- письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,
Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,
Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах была организована по двум основным блокам:
1) музыкальный центр (восприятие и воспроизведение музыки);
2) творческий центр (музыкально-творческая и театрализованная деятельность).
Музыкальный центр был оборудован техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из природного материала (по концепции Карла Орфа, музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов.
Из технических средств музыкальный уголок оснащен, прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию. Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста было построено на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
В творческих центрах представлены атрибуты для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Содержание деятельности педагогов и воспитывающих взрослых.
В музыкальном уголке дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально-дидактические игры и т. д.
В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах. В младших группах в музыкальном уголке находятся ударные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые: флейта, дудочка и др. В средних группах имеются металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх.
Для старших дошкольников в музыкальный уголок мы добавили духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Духовые инструменты используются индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.
Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями: «Урожайная» А. Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета. Например, детям игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи.
Картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр», «Концерт» и др.
Музыкально-дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений, навыков, умений. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально-дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото» фабричного производства.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность в творческом центре позволяет детям организовывать игры-драматизации после прослушанных музыкальных произведений. Дети включаются в мини-игры, театрализованные игры-спектакли, организуют мини-сценки с куклами.
Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:
- воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
- воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
- воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.
Планируемые результаты. Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ позволит :
- обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
- обеспечить самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
- получить и закрепить знания детей о музыке и театре;
- обеспечить развитие любознательности, стремления к экспериментированию;
- приобщение детей к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений детей;
Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.
Приложение 1
Проект
Тема: «Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ»
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники: (педагоги, родители воспитанников).
Цель проекта: Создание современной предметно-развивающей среды по музыкальному развитию.
Задачи проекта:
1. систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;
2. самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
3. создание условий для отражения детей услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;
4. получение, закрепление знаний о музыке, развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.
Результат: Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.
Этапы проекта.
1 этап нормативно—правовой
Изучение проблем. Постановка цели и задач проекта.
Анализ музыкальной среды в ДОУ
Изучение нормативных документов санитарно-гигиенических норм и требований.
Составление плана и схемы проекта. Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц
Педагогический час «Обзор литературы по организации музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ»
Консультация для педагогов «Современные требования к созданию музыкальной предметно-развивающей среды в разных возрастных группах».
2 этап методический
Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта»
Разработка эскизов, дизайн-проектов оформления группы. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна пространства.
Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов»
Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации музыкального уголка средством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.
3 этап практический
Семинар-практикум «Новый подход к формированию музыкального центра в группе»
Выбор музыкальных инструментов, оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области музыкальной среды для детей дошкольного возраста
Создание музыкальных центров во всех группах МОУ.
Переоборудование и оформление музыкальных центров.
Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.
4 этап итоговый
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анкетирование педагогов и родителей.
Сбор материала, создание банка данных, методических рекомендаций. Оформление материалов по дизайн-проекту.
Фотоколлаж /фотоматериалы предметно-развивающей среды по музыкальному развитию
Презентация проекта.
РЕЗУЛЬТАТ
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в МОУ отвечающей современным требованиям.
Участие в районом конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно — развивающей среды в ДОУ» среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноармейского района г. Волгограда