Людмила Кудряшова
Создание специальных зон по реализации экспериментального курса «Растения и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Зона коллекций.
Цель знакомство детей с природными объектами для развития навыков классификации по различным признакам и сенсорных навыков.
1. Коллекции растений одного вида (например, разновидности бегоний, традесканций, кактусов).
2. Коллекции видового состава растений располагают по
Публикация «Создание специальных зон по реализации экспериментального курса „Растения и человек“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
• географическому признаку - растения разных стран, континентов, географических зон (мини-садик «Африка», использование географической карты с символами-знаками где произрастают). Располагаются в зоне «живого уголка», в лаборатории.
• биологическому – растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы.)
• экологическому – произрастающие в разных условиях светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые.
Размещение зависит от этих особенностей. Экологические особенности отражены с помощью моделей-символов
3. Коллекция семян растений (классификация по размеру, цвету, фактуре, форме соотнесение изображения цветков с семенами).
4. Календари и гербарии засушенных растений, веток, листьев, коры, видов почвы.
5. Коллекция иллюстраций, открыток, книг, сбор рассказов и легенд о растениях, их пользе для человека (лекарственные и ядовитые растения, для последующего оформления тематических альбомов и создания картотеки с паспортами комнатных растений.
Располагаются в зоне «Библиотека» (пункты 3, 4, 5).
6. Организация выставки «Родина моя – Урал» (растительность лесов Урала).
7. Организация творческих выставок рисунков и поделок детей на тему о природе и растениях.
II. Зоны библиотеки – уголок книг.
Цель знакомство с разнообразными сказочными книгами, альбомами, энциклопедиями, наборами открыток о жизни растений (здесь хранится картотека).
III. Зона релаксации – уголок с разнообразными комнатными растениями, мини-садиками, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном.
Цель организация отдыха детей, самостоятельных игр, выработка навыков ухода за растениями.
IV. Зона экспериментально-исследовательской лаборатории «Росток» – новый элемент развивающей природной среды.
Цель
1. Развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и формирование научного мировоззрения через труд (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
2. Проведение поисковой экспериментально-исследовательской работы с детьми (под руководством воспитателя и самостоятельно).
Задачи
1. Сформировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Закрепить представление о необходимых условиях для благоприятного роста и развития растений.
3. Учить выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщений.
4. Поощрять желание трудиться вместе со сверстниками, соотносить свои действия с действиями других.
Формы и методы работы
1. Ознакомление с моделями по уходу за растениями
• программа Венгера «Развитие» (модель строения растения, опорные карточки, модель-жук
• карточки-модели по уходу за растениями и их классификация (в повседневной деятельности).
2. Исследования (опыты, эксперименты, наблюдения) см. приложение.
3. Творческие и дидактические игры и задания (см. приложение)
4. Ведение
• журнала детских наблюдений за поведением комнатных растений (с зарисовками)
• дневника растений по сезонам
• составление алгоритмов развития растений.
Оборудование различные комнатные растения, разнообразной формы и размера емкости для посадок и опытов, совки, лопатки, почва, специальные теплички, лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления, тряпочки, кисточки, таблички с названиями растений, мелкие игрушки, изображающие животных, постройки, лупы, ножницы, удобрения, фитогормоны.
V. Зона огорода, сада.
Цель выработка у детей навыков ухода за растениями, знакомство с основными луговыми, лесными, садовыми цветами, их значением в жизни людей.
Три типа огородов 1. Мини-огород на окнах «Огород – круглый год» – (опыты).
2. Во дворе детского сада.
3. В теплице и парниках.