МААМ-картинки

Создание условий для поддержки детской инициативы в раннем возрасте

Андриянова Мария
Создание условий для поддержки детской инициативы в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность — это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Можно сказать, что инициатива имеет три составляющие:

- внутреннее побуждение к новым действиям,

Публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы в раннем возрасте» размещена в разделах

- вовлечение окружающих людей в эту деятельность,

- умение брать на себя руководящую роль.

Уже в раннем возрасте мы начинаем формировать у детей умения проявлять инициативу.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Педагогический состав нашего детского сада использует различные способы поддержки детской инициативы.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в группе раннего возраста является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира, а также игровая и продуктивная деятельность Для поддержки детской инициативы мы стараемся :

• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;

• для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

Остановимся на каждом способе поддержки детской инициативы подробнее.

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же ее участников.

Как создать условия для выбора? Необходимо подготовить разнообразную по содержанию развивающую предметно-пространственную среду. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать его и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития (например, кто-то может собрать пирамидку из 3 колец, а кто-то из 8 и т. д.).

Задача воспитателя - оказать помощь, когда не все дети занимают активную позицию.

Как нужно действовать воспитателю, если ребенок затрудняется? Например, нарисовать дождик.

Не спешить при первых же затруднениях на помощь ребенку, лучше:

- дать совет

- задать наводящие вопросы (Из чего состоит дождик? Какую краску возьмем? и т. д).

- активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт (Помнишь, как мы наблюдали, когда падали капельки дождя).

- нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий (Чем ты будешь рисовать дождик? ватной палочкой или кисточкой).

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе : пропали кисточки, чем нарисуем капельки дождя? Могут быть и другие виды проблемных ситуаций: сломанные игрушки, проблемы кукол и т. д.

В каждом возрасте своя приоритетная сфера проявления детской инициативы.

В 2-3 года ее проявлением является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для достижения этой цели необходимо:

- предоставить детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья,

- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей,

- не критиковать результаты деятельности и его самого ребёнка как личность,

- формировать привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, свободно пользоваться пособиями и игрушками.

В этом возрасте рекомендуется поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

Например.

Можно использовать такую интересную форму работы как наблюдения из окна за сезонными изменениями: дождь, ветер, снежинки, одежда людей, листопад и т. д. Пошёл первый снег, ребенок смотрит в окно. Воспитатель подходит к нему, наблюдает вместе с ним и тихонько комментирует происходящее. Другие дети тоже заинтересуются, проявят инициативу и подойдут к окну. А если кто- то из детей обратит внимание на то, что снег идет и в другом окне, то поддерживает инициативу ребенка и хвалит его.

Как поддерживать инициативу в творческой деятельности?

Ненавязчиво содействовать появлению у детей желанию получить какой-либо конкретный продукт (построить домик, слепить булочку, нарисовать травку и т. д.) и помогать в осуществлении высказанных детьми намерений.

Использовать вопросы-указания, которые активизируют память детей, восстанавливают в ней эмоциональные образы, связанные с содействием создаваемых изображений.

Демонстрировать детям заинтересованное отношение к их работам (интересоваться содержанием, хвалить, подписывать, иногда устраивать выставки, украшая ими групповые помещения).

Внимательно и заинтересованно относиться к детским постройкам, расспрашивать детей об их назначении, отмечать успехи детей (от лица сказочного героя). Использовать игрушки для обыгрывания построек.

Для развития инициативы в продуктивной творческой деятельности педагогу нужно стараться содержать в открытом доступе изобразительные материалы, раскрывать их возможности, показывать разные способы работы с ними; по просьбе ребёнка стараться создавать для него изображения, лепку или другие изделия.

Большое значение имеет развитие инициативы в игре.

Например, создавать проблемную ситуацию «У куклы Кати День рождения».

Все возникающие у игрушек проблемы решаются по единой схеме:

1. Возникновение проблемы.

2. Постановка ее перед детьми (воспитатель доводит проблему до детей).

3. Совместное обсуждение проблемы (активизация детей, выход на решение).

4. Реализация детского решения проблемы.

Дети, опираясь на свой опыт, выбирают из предложенных подарков кто, что будет дарить, помогают накрывать стол, выбирают угощения.

При решении проблемы все просьбы, пожелания и благодарность должны идти от лица самих игрушек.

Взрослым нужно эмоционально-положительно настраиваться на весь день; радоваться совместности проведения этого дня с детьми. Избегать ситуации спешки, поторапливания детей.

Нужно обязательно хвалить ребёнка. И в следующий раз он будет стремиться не просто действовать с карандашом или красками, но и изображать какой-нибудь предмет.

В форме самостоятельной инициативы могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждый оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

1. Уважать и ценить каждого ребёнка, не зависимо от его достижений, достоинств и недостатков.

2. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, проявлять любовь и заботу в равной степени ко всем детям.

3. Всегда предоставлять детям возможность для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазанииСоздание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазании Выявление и поддержка одаренных и способных детей О. А. Никитенко, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №495 Московского района.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для поддержки детской инициативы в раннем возрасте
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 15:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Андриянова Мария (УИ 2647553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД