МААМ-картинки

Создание условий для поддержки детской инициативы

Татьяна Чайкина
Создание условий для поддержки детской инициативы

Создание условий для поддержки детской инициативы

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое виденье окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Публикация «Создание условий для поддержки детской инициативы» размещена в разделах

Давайте же рассмотрим, что такое инициатива? Инициатива – это действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки. Но чтобы у дошкольников происходило становление инициативы, нужно обеспечить условия для детей. Первое условие – ребенок может относиться к предметно- пространственной среде в группе, как к объекту своего управления. Ребенок относится к предметам и пространству, как ресурсу, видя в них возможности для реализации своего замысла вместе с партнерами. Второе условие, - ребенок сам может выбирать вид деятельности, место действия и партнеров в соответствии с замыслом. То есть это места с заданной функциональностью (центры, уголки, зоны). Чаще всего, это время свободной игры или работы над мини-проектом.

Задача воспитателя – организовать среду так, чтобы, не нарушая и соблюдая требования, любыми способами поддерживать детский интерес, самостоятельность и инициативность ребенка. Ведь среда должна быть: трансформируемой, вариативной, полифункциональной. Таким образом, она способна изменяться в соответствии с игровым, познавательным замыслом ребенка.

Например:

1. Театральные ширмы могут быть сделаны так, что могут служить не только для показа театральных постановок, но и быть стенами дома, а если убрать на время тканевые полотна, то можно использовать как салон автобуса, метро и т. д.

2. Если магнитную доску поставить на колеса, то ее можно передвигать по территории группы и использовать для размещения календаря, для размещения выставки рисунков, в качестве передвигаемой, открывающейся двери дома, автобуса.

3. Для игрового строительного материала можно использовать крупные ящики из фанеры, в которых хранить любой другой материал, сооружать конструкции для игры и разграничивать пространства.

В группе должны быть созданы центры (уголки, которые направлены на поддержку инициативности дошкольников. Вот некоторые из них:

• Уголок экспериментирования. Наличие такого уголка помогает наглядно и в условиях группы продемонстрровать ребенку элементарные законы природы, физические явления, свойства веществ. Ребенок способен получить ответы на свои вопросы (почему, как, не просто посмотрев опыт в книге или его иллюстрацию, но и прочувствовать его (сам потрогать, понюхать, перелить, смешать и т. д).

• Уголок неоформленного материала. В процессе свободной игры у ребенка или группы детей зачастую возникает определенный замысел. Для того, чтобы осуществить идею, ребенок может воспользоваться разнообразным бросовым материалом. В процессе работы с ним приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают, развивают свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал.

• Уголок детского творчества. Для того, чтобы способствовать воплощению творческого замысла ребенка, необходимо предоставить ему условия, ведь желание нарисовать задуманное под впечатлением от сказки, театрального представления, беседы, сделать аппликацию маме в подарок или слепить что-либо из пластилина может появиться спонтанно и в любое время. А для того чтобы ребенок всегда имел возможность выбрать материал, необходимо следить за его наличием и вовремя пополнять недостающее. А чтобы дошкольник мог продемонстрировать результат другим и какое то время сам насладиться сделанным.

• Уголок уединения. Должен быть небольшого размера, поскольку это место, где ребенок может уединиться, побыть в тишине, отдохнуть от коллектива и расслабиться, пережить неприятную ситуацию или стресс. Изготовить такой уголок можно в виде шатра, палатки, ширмы.

При организации работы в этом направлении педагоги должны придерживаться следующих принципов. Деятельности стимулирования детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и самостоятельной деятельности. Вариативности, предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществления права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. Креативности, создание условий, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Также наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы является следующее :

1. Познавательны занятия (Например, перед детьми ставиться проблемная ситуация: Как появился стул, люди сидели везде: на бревне, кочке, пеньке. И стали думать, а на чем можно посидеть еще? Проблема, как ее решить? Дети думают (решают) и берут нужный им материал и творят: рисуют, мастерят, клеят, конструируют свой стул.)

2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и эксперименты. (Почему и чем отличаются курица и утка, рассматривание и эксперименты с пером).

3. Наблюдение и труд в уголке природы.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. ( Например: Как сделать так, чтобы нарисованный медведь стал мягким? Что можно смастерить из скорлупы грецкого ореха)

5. Самостоятельная деятельность детей.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Это и будет важными условиями развития детской инициативы и творчества.

Публикации по теме:

Проектный метод как средство поддержки детской инициативы «Проектный метод как средство поддержки детской инициативы» «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в.

Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих.

Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта межмуниципального сетевого взаимодействия «ФГОС ДО» 11 апреля 2018 года прошел методический день «Создание.

Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности» Слайд №2 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

Рекомендации для педагогов «Способы поддержки детской инициативы в младшем дошкольном возрасте» В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги и родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые.

Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчестваСоздание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества Согласно ФГОС ДО, необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Комбинированного вида» города Пикалево проект «Способы.

Стенгазета как один из способов поддержки детской и родительской инициативы в ДОУСтенгазета как один из способов поддержки детской и родительской инициативы в ДОУ Наладить хорошие взаимоотношения с родителями воспитанников – одна из главных задач воспитателя. Отдавая свое маленькое сокровище в детский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для поддержки детской инициативы
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 15:01
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД