Создание условий для профилактики школьной дезадаптации

Юлия Орехова
Создание условий для профилактики школьной дезадаптации

Создание условий для профилактики школьной дезадаптации

в контексте развивающе-профилактической работы педагога-психолога

с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе. На данном этапе развития нашего общества во главу угла ставятся такие качества личности как, инициативность, креативность, а самое главное готовность учиться в течение всей своей жизни. Поэтому важнейшей задачей педагогов дошкольного учреждения является создание условий для формирования познавательных мотивов обучения. Кроме того, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к обучению в начальной школе. Немаловажно способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношения к школе. Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей и профилактической работы с детьми, осуществление психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.

В начале учебного года педагогом-психологом (сентябрь) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности проводится диагностическое исследование уровня развития познавательных процессов, личностной и волевой сферы. А в конце учебного года (апрель) также проводится итоговая диагностика готовности к обучению в школе, что позволяет сравнить начальные и итоговые результаты и сделать вывод об эффективности проводимой работы.

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие ее компоненты – личностная и интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных предметных знаний, которые необходимы для успешного обучения ребенка в школе по таким предметам, как чтение, письмо, математика; достижения определенного уровня развития таких познавательных функций, как внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. В этом направлении работа с детьми проводится не только в детском саду на протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении, но и зачастую в семье. Личностная же готовность - это желание учиться (учебная мотивация, когда школа привлекает ребенка не внешней стороной (портфель, учебники, форма, а возможностью получать новые знания, а также способность заменить «хочу» на понятия «надо», «должен». Ребенок может прийти в школу с развитым кругозором, но оказаться совершенно неподготовленным к выполнению разнообразных требований, предъявляемых учителем. Личностная неготовность запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах, в повышении тревожности, замкнутости, нерешительности, импульсивности, а порой и демонстративности, в ухудшении состояния здоровья.

С целью профилактики школьной дезадаптации, предупреждения социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем и развития социальной уверенности детей в течение учебного года педагогом-психологом в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности проводятся специально организованные развивающе-профилактические занятия в игровой форме, с элементами сказкотерапии по программе Куражевой Н. Ю., Вараевой Н. В., Тузаевой А. С., Козловой И. А. «Цветик – семицветик»: «Приключения будущих первоклассников» (СПб.: Речь, 2014г.). Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра) и зон ближайшего развития.

Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий,направленных на достижение определенных целей:

• развитие познавательных и психических процессов – восприятия, внимания, памяти и воображения;

• развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

• развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

• развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

• развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

• развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

• формирование позитивной мотивации к школьному обучению.

Программа предусматривает использование метода сказкотерапии. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками. Каждое занятие посвящено одной теме. После прослушивания сказки ребята совместно с психологом размышляют и обсуждают основную идею сказки, мотивы поведения героев, их эмоции и чувства. Главные герои сказок одни и те же на протяжении всего цикла занятий. Через основную тему каждой сказки передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими. Тридцать занятий раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношения к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

Сказки для школьной адаптации знакомят детей с понятиями школа, класс, учитель, урок, звонок, школьные правила и поведение в школе. Таким образом, уменьшается страх неизвестности, тревога перед таким значимым событием в жизни каждого ребенка, как поступление в первый класс.

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно к ним относиться, развивают аккуратность и самостоятельность. Кроме того, с детьми обсуждаются вопросы жадности, воровства.

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям знакомят детей с понятиями школьной оценки, важности самостоятельного выполнения домашних заданий, отрицательном влиянии списывания, что учит адекватно относиться к результатам своей деятельности.

Сказки о здоровье, в том числе психическом поднимают проблему усталости, раздражительности, вызванную чрезмерной нагрузкой, ограничением пребывания ребенка на свежем воздухе, увлечением телевизором, компьютером и другими гаджетами. Учат бережно относиться к своему здоровью и прививают интерес к здоровому образу жизни.

Сказки о школьных конфликтах направлены на коррекцию агрессивного поведения. Они способствуют отреагированию негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

На занятиях ребята пользуются рабочими тетрадями, в которых нередко выполняют домашнее задание. Таким образом, реализуется одна из форм работы с семьями воспитанников. Родители знакомятся с видами развивающих психологических заданий, поскольку цель психологического занятия не научить ребенка цифрам и буквам, как думают некоторые родители (в этом видя подготовку к школе, а научить его думать, мыслить логически, тренировать умение концентрировать внимание и устанавливать логические связи между объектами. Кроме того для детей педагогом-психологом вводится система индивидуальных поощрений. Дети получают яркую наклейку в рабочую тетрадь за выполненное задание. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему ученику и выстраивания по рейтингу, как это бывает в школе. Сделал работу – получил наклейку, даже если сделано неправильно или есть ошибки. Поощрение ребенок получает потому, что старался. Таким образом, дети понимают, что ошибки – это нормально. Поощрительная система не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой и соответствует требованиям ФГОС.

В конце учебного года по окончании курса занятий дети получают диплом об окончании «Лесной школы» от имени одного из главных героев занятий – учителя Ежа. Это логически завершает цикл занятий в Лесной школе. При этом в начале учебного года ребята получают красочные приглашения, в которых указано, что они зачислены в Лесную школу.

Проводимая таким образом работа дает положительные результаты. Дети, идя в первый класс, психологически более подготовлены к учебной деятельности, ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Для родителей в течение учебного года проводятся консультации: «Шестилетки на пороге школы», «Проблемы личностной готовности ребенка к школе и пути их решения», «Как подготовить ребенка к школе интеллектуально», ««Готовность ребенка к обучению в школе. Адаптация к школе». Психологическое консультирование родителей позволяет расширить их знания о данном возрастном этапе, понятии готовности детей к обучению в школе, предотвратить возможные трудности в адаптации детей к школе; учит развивать у детей мотивационную, личностную и интеллектуальную готовность к школьному обучению, провести профилактику возможных психо-эмоциональных и поведенческих проблем. На предоставленных графиках видна разница между уровнем готовности к школьному обучению на начало учебного года и уровнем готовности к школьному обучению на конец учебного года, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы педагогом-психологом в подготовительной к школе группе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Создание условий для театрализации игр и драматизации песен, танцев в ДОУ» «Театрализованная деятельность - как особый и прекрасный мир ребёнка» «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Положение о конкурсе «Создание школьной символики» I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Цель: Целью проведения конкурса «Создание Школьной символики» является создание герба, флага, для отображения особенностей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Создание условий для профилактики школьной дезадаптации
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 00:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. Международный день снеговика

 Число 18, похожее на снеговика с метлой, и самый снежный месяц в году были выбраны для празднования Всемирного дня снеговика. Впервые идею такого праздника предложил Корнелиус Гретц из Германии, который...

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...


Горячие темочки