Татьяна Устюжанина
Создание условий физического развития воспитанников в ДОО в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться приёмами работы по созданию условий физического развития воспитанников, которые проходят в нашем дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
Логоритмические методы доступные в работе воспитателя ДОУ :
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве (дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.).
Например:
- ходьба по дорожке;
Публикация «Создание условий физического развития воспитанников в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
- ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;
- ходьба группой (под барабан) к противоположной стене;
- ходьба по кругу друг за другом;
- ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;
- ходьба друг за другом боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;
- ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков положенными на пол (2—3 круга);
Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса (развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту).
• Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики (полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Работа на развитие мимики развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки).
• Дыхательная гимнастика (корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание).
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла (развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. Можно использовать фонопедические упражнения по В. Емельянову).
• Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти (развивают все виды памяти : зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности).
• Чистоговорки (развивают фонематический слух и слуховое внимание).
• Речевые игры (ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др., с использованием простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки).
• Ритмические игры и счетные упражнения (развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз).
• Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики (способствуют речевому развитию, можно выполняя лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики проговаривать тексты потешек, игр, сказок).
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах (развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана).
• Театральные этюды (мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями).
• Коммуникативные игры (формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать).
• Упражнения для развития творческой инициативы (такие как дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество, упражнения на словотворчество также входит в эту группу).
• Подвижные игры, хороводы, физминутки (тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры).
• Упражнения на релаксацию (снимают эмоциональное и физическое напряжение. Цель - успокоить детей, переключить их внимание на другие занятия).
Из инновационных методов:
• Технология «Игровой массаж» (служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения).
• Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых;
• «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности);
• Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания;
• Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков).
Младшая группа: двигательные упражнения, танцевально-ритмические игры подражательного характера, упражнения на развитие общей моторики, развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. Игры могут проводиться без музыкального сопровождения или под аудиозапись.
Старшая группа: двигательные упражнения, танцевально-ритмические игры подражательного характера, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. сказки-шумелки (с помощью музыкальных инструментов, любыми подручными «звучащими» средствами (бумага, карандаш, тарелка) можно озвучивать любую короткую сказку).
Подготовительная группа: задачи последовательно усложняются, к выше перечисленным добавляются артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения, чистоговорки.