Котельникова Екатерина
Создание эффективных условий для формирования основ безопасного поведения у обучающихся с ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме: Создание эффективных условий для формирования основ безопасного поведения у обучающихся с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. В современном мире одной из приоритетных и важных для общества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит сфере образования.
Публикация «Создание эффективных условий для формирования основ безопасного поведения у обучающихся с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с участившимися проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Безопасному образу жизни уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Вопросы безопасности жизнедеятельности ребёнка определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования дошкольника о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений, накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту.
В ряде исследований различных учёных, таких как М. А. Котик, Н. А. Едимская, Ю. В. Репин и др., отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование.
По мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, задача педагога состоит не только в том, чтобы оградить ребёнка от опасных факторов, которые могут негативно воздействовать на него, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения. Вместе с тем, старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Ю. В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте.
В программе дошкольного образования представлено содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, которые ставят задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного поведения детей позволило обозначить проблему и определить тему исследования «Создание эффективных условий по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретически обосновать и систематизировать эффективные педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект – процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при создании комплекса педагогических условий для детей старшего дошкольного возраста процесс формирования основ безопасности будет эффективнее.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– Изучить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
– Проанализировать подходы к организации формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в дошкольной образовательной организации.
– Создать и апробировать эффективные условия формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили теории формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич и др.).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций.
Практическая значимость. Создание эффективных педагогических условий для формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста может быть использовано в практике работы группы.
Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, 2–х глав, заключения, списка литературы и приложения.