Александр Владимирович Гришин
Сознательная закономерность обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое понятия «закон» и «закономерность» употребляются в педагогике как философские категории.
Закон – это необходимое, существенное, устойчивoe, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
Публикация «Сознательная закономерность обучения» размещена в разделах
Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (т. е. не всегда, то эти связи выражают закономерности.
Закономерность выражает многие связи и отношения, тогда как закон отражает определенную связь, определенное отношение. Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.
Многие исследователи (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.) выделяют следующие законы обучения.
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. Означает, что любое научное знание прямо или опосредованно служит практике. Отсюда необходимость опоры на общественный практический и жизненный опыт учащихся.
5. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. Эти виды организации деятельности могут быть разделены во времени или совмещаться, взаимопроникать. Какому-то виду деятельности на определенном этапе может отдаваться предпочтение, но они должны не исключать, а дополнять друг друга.
Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют. Различают общие и частные (конкретные) закономерности.
Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения.
Закономерности цели обучения. Цель обучения зависит от а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
Закономерности содержания обучения. Содержание обучения зависит от а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
Закономерности качества обучении. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
Закономерности методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.
Закономерности управления обучением. Продуктивность обучения зависит от а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.
Закономерности стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от : а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения. К ним относятся:
• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);
• гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
• психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. д.);
• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении);
• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).
2. Характеристика основных принципов обучения
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения. В то же время принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Соблюдение принципов обучения – важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.
Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обучения.
Правила обучения – это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения. В правилах чаще всего отражается практический опыт обучения. Поэтому надо следовать правилам, но подходить к ним творчески.
Выделяют следующие принципы обучения :
• научности,
• доступности,
• сознательности и активности в обучении,
• наглядности,
• систематичности и последовательности в обучении,
• прочности усвоения знаний,
• воспитывающего обучения,
• связи теории с практикой,
• индивидуального, дифференцированного и личностного подхода.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. В основе данного принципа лежит следующая закономерность : мир познаваем, а знания дают субъективную картину мира. Принцип научности требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, приближающиеся по своему характеру к методам изучаемой науки.
Правила реализации требований принципа научности:
• использование логики и языка изучаемой науки;
• изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой;
• использование методов конкретной науки;
• изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления;
• обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон;
• использование в обучении научных методов познания природных и общественных явлений.
В основе принципа доступности лежит закономерность, сущность которой заключается в том, что усвоить человек может только то, что доступно его тезаурусу, т. е. необходимо, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.
При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.
Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.
Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:
• в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
• объяснять простым, доступным языком;
• управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения;
• учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников;
• использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы;
• введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;
• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность.
Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении – это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний.
Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых – это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
В основе данного принципа лежат закономерности :
• ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;
• собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.
Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:
• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;
• применять наглядные пособия, использовать технические средства;
• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;
• использовать активные и интенсивные методы обучения;
• логически увязывать неизвестное с известным;
• учить учащихся находить причинно-следственные связи;
• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.
Принцип наглядности. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.
Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.
В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.
Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «золотом правиле дидактики» : «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом, запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам». И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности.
Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного – 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.
Средствами наглядности служат:
• натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;
• объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др. ;
• изобразительные средства обучения : картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
• символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др. ;
• аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
• самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.
Благодаря использованию средств наглядности, у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:
• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
• то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;
• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;
• не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление;
• наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;
• по мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной;
• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;
• наглядность должна быть эстетически оформлена;
• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей : человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил: