ольга жигунова
Специальное дидактическое пособие при работе с детьми с тяжелой зрительной патологией.
▼ Скачать + Заказать документы
Специальное дидактическое пособие при работе с детьми с тяжелой зрительной патологией
Дети дошкольного возраста – это период первого ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. У ребенка интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные интересы. Сенсорные игры и пособия, помогают ребенку познавать окружающий мир, основы взаимоотношений между сверстниками, учится самостоятельности, влияния на интеллектуальное развитие.
Публикация «Специальное дидактическое пособие при работе с детьми с тяжелой зрительной патологией,» размещена в разделах
Наш детский сад имеет направленность компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, в соответствии их диагноза, она искажена, поэтому нуждаются в дополнительном демонстрационном и раздаточном материале. Зрительное восприятие у таких детей происходит на минимальной сенсорной основе, вследствие этого снижается уровень развития представлений о том, что их окружает.
Л. И. Плаксина и ее последователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.
Развитие тактильного и слухового восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы педагогов и, конечно, создание определённых условий в предметно развивающей среде, подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного и слухового восприятия.
Для развития и стимулирования тактильных и слуховых функций используются различные игровые средства: тактильные фишки, тактильные и шумовые шары, тактильные рукавички, шумовые коробочки. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Основная цель данных дидактических пособий, учитывая особенности детей, - развитие тактильных и слуховых ощущений и в целом их интеллектуального развития.
Оригинальность данных пособий заключается в следующем:
• предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
• просты и удобны в обращении;
• доступны, яркие, многофункциональны;
• имеют высокую развивающую возможность, технологичность.
Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Вот некоторые из них.
«Музыкальные шары» - Найди пару по звуку
Цель игры: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания.
Педагог знакомит детей со всеми музыкальными шарами. Вместе исследует звучание каждого из них. Обращаем внимание детей на то, что все шары звучат по-разному. После того как дети познакомятся со звучанием каждого из шара, можно начинать собственно развивающую игру - позвените одним из шаров и предложите детям найти шар с точно таким же звуком. Среди всех шумовых шаров ребёнок должен постараться найти шар с одинаковым звучанием, то есть найти пары по звуку. В процессе игры ребёнок учится концентрировать своё внимание на звуках (что весьма важно для развития слуха и речи). Кроме этого, чтобы найти похожий по звучанию шар, требуется применить и логическое мышление.
«Шумовые коробочки» - Составление рядов
Цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти. Педагог предлагает расставить шумовые коробочки в ряды. Первым, найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трёх коробочек. Если ребёнок научился классифицировать три коробочки, то можно одну за другой ввести все остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка.
«Рукавички»
Задачи: Развивать тактильную чувствительность кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка. Развивать мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, память, пространственные представления. Развивать умения действовать по образцу и по заданному условию.
Примеры игр с «Тактильными рукавичками»
«Найди такого цвета, какой назову».
«Гладкие, жёсткие, мягкие, пушистые» - ребёнок водит ручкой по разным ладошкам, а педагог при этом называет качество материала, из которого они сделаны.
«Найди на ощупь с закрытыми глазами» - ребёнку завязать глаза шарфом, воспитатель даёт задание, например, «найди мягкую ладошку».
«У каждого пальчика есть своё имя». При проведении этой игры важно использовать художественное слово: потешки, стихи, песенки.
«Найди пару».
«Сенсорные фишки»
Цель: развитие сенсорной памяти, тактильных ощущений и мелкой моторики пальчиков.
Ребёнок достаёт не глядя, из мешочка одну фишку, тщательно ощупываем пальчиками внутренность. Затем так же, не глядя, пытается найти в мешочке на ощупь парную фишку.