Лучший педагог года

Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в сooтветствии с ФГOС

елена лукина
Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в сooтветствии с ФГOС

Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения в дошкольном образовании. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования, определяющий, что содержание основной образовательной программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Публикация «Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в сooтветствии с ФГOС» размещена в разделах

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержании Федерального государственного образовательного стандарта.

Ее реализация подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

В основе развития психических процессов лежит чувственное т. е сенсорное восприятие, полученное из опыта и наблюдения. Сенсорные процессы являются первоначальным источником познания.

Большое значение в интеллектуальном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений.

До введения ФГОС ДО подготовка детей к школе сводилась к элементарной «муштре» - обучению счету, письму, чтению. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда освоение материала происходит в игровой форме. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка в ходе игры.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :

развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

• освоение детьми исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

• овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач

развитие речевой активности : аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

формирование психологической готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Традиционными составляющими ФЭМП в дошкольном возрасте являются :

КОЛИЧЕСТВО – представление о множестве, чисел, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

ВЕЛИЧИНА – представления о различных величинах, их сравнениях и измерениях (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объёме, массе, времени).

ФОРМА – представление о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объёмных, их свойствах и отношениях.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ – ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ – представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Какие общедидактические принципы лежат в основе методики ФЭМП?

Принципы обучения математике

Сознательность и активность. Значение этого принципа состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Наглядность. Это - "золотое правило" дидактики, как назвал его Я. А. Коменский, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. В дошкольных образовательных учреждениях в процессе образовательной деятельности используются следующие виды наглядности: предметная (натуральные предметы внешнего мира, муляжи) и изобразительная (картины, схемы).

Систематичность и последовательность. Программный материал нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Знакомство с новым должно происходить систематично и последовательно, учитывая возрастные особенности детей.

Прочность. Прочность усвоения и понимания нового материала – результат действия многих факторов, важнейшими среди которых являются педагогическое мастерство и желание ребенка учиться.

Научность. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность.

Доступность. То, что говорит воспитатель детям, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Развивающее обучение. Чтобы воспитательно-образовательный процесс был для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание узнать новое. Секрет возникновения интереса к познавательной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей.

Индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуализация означает осуществление образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка, сформированности его познавательных интересов и степенью познавательной активности в различных видах деятельности.

Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Метод - это инструмент образовательной деятельности.

Наглядные методы Наглядные методы бывают непосредственными и опосредованными. Опосредованные методы рекомендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познакомиться непосредственно (фото, видеоматериалы, иллюстрации).

Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации.

Словесные и наглядные методы не существуют в чистом виде: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных применяются средства наглядности, практические связаны и с теми, и с другими методами.

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Их сущность заложена в древней китайской мудрости : «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю»

Метод проблемного изложения позволяет педагогу формировать у детей умение анализировать проблемы, развивать все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний.

Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания.

Экспериментирование - это метод, обеспечивающий самостоятельное выявление истины путем проб и ошибок в ходе практической деятельности. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем)

Приемы формирования элементарных математических представлений.

В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно - практически-действенный характер.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

3. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей.

4. Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют воспитательно- образовательный процесс, вовлекают дошкольников в продуктивную деятельность. Дошкольник должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.

5. Игры-экспериментирования. «Игровое экспериментирование» представляет собой трехкомпонентное соединение: экспериментирование, воображаемая ситуация как элемент игры, интеллектуальная задача.

6. Проектная деятельность. Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта

Формы работы по развитию элементарных математических представлений.

• Непосредственно образовательная деятельность.

• Демонстрационные опыты.

• Сенсорные праздники, математические досуги, развлечения.

• Театрализация с математическим содержанием.

• Образовательная деятельность в режимных моментах.

• Беседы.

• Самостоятельная деятельность в развивающей предметно-пространственной среде.

Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

- пособия для обучения детей счету;

- пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

- пособия для упражнений детей в распознавании формы;

-пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

-пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.

- разнообразные дидактические игры: настольно-печатные, обучающие;

-занимательный математический материал :

-головоломки,

- геометрические мозаики и конструкторы,

- лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы: расчлененные и нерасчлененные, контурные, наглядных инструкций и т. д. ;

- палочки X. Кюизенера,;

- кубики с цифрами и знаками;

- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения и рассматривания иллюстраций;

- шашки, шахматы и др. ;

- блоки З. Дьенеша (логические блоки);

И демонстрационный, и раздаточный материал должен соответствовать требованиям ФГОС ДО и нормам САН ПИН.

Учебно - игровое пособие Блоки Дьенеша

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

У каждой системы раннего развития есть свои недостатки и преимущества, одна чем-то нас привлекает больше, другая нам вообще не симпатична.

Немного об авторе

Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель.

Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной

и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.

Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.

Суть методики

Дьенеш разработал методику обучения математике и показал на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.

Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.

На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, а порой и родитель, играя с малышом сам того не замечая, увлекается игрой.

Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.

Здесь нет занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать.

Возраст

Пособие расчитано для самых маленьких ребят, начиная с двух лет. Но я познакомила детей с блоками Дьенеша в средней группе. Не все дети заинтересовались данной игрой. С подгруппой детей, которые были заинтересованы, мы потихоньку стали работать с блоками. И я оставила пособие на видном месте в уголке математики. Более активно мы вернулись к блокам в конце средней группы. Вспомнили, что узнали ранее и перешли на следующий этап обучения. В этом возрасте мои дети отнеслись к играм более заинтересовано, особенно, когда я их объединяла в небольшие подгруппы по 2-3 человека. Вообще использовать их можно вплоть до школьных времен, пока сам ребенок не захочет расстаться с ними.

Логические блоки

Что же это за блоки?

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.

Данный комплект подходит для детишек от 2 лет, к нему прилагается инструкция и альбом с заданиями.

Для начала надо познакомить малыша с фигурами. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть:

сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук,

затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).

Далее, по мере его интереса добавлять фигуры.

Они могут изначально ему не понравиться. Теория Дьенеша расчитана именно для детей раннего возраста, с учетом их развития и всех других особенностей. Поэтому просто нужно запастись терпением и настойчивостью.

Блоки Дьенеша позволяют решать задачи образовательные, развивающие, воспитательные.

Образовательные:

Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их;

Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трм, свойствам с учтом наличия или отсутствия каждого, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

Развивающие :

развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте);

развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца;

воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В каких же разделах формирования элементарных математических представлений можно использовать логические блоки Дьенеша:

В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.

В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие, по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.

«Ориентировка в пространстве». Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем, в правом верхнем (правом нижнем) углу) и так далее.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Цвет обозначается пятном;

форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);

величина - силуэт домика (большой, маленький);

толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий)

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Формы работы с блоками в детском саду

• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

• Самостоятельная деятельность детей в математическом научающем центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).

• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

Достоинства и недостатки метода

Если приучить малыша к ежедневным не длительным занятиям с двух лет, то ребенок потом втянется, и будет играть дольше, это я на своем опыте убедилась. Так и случилось, сейчас ребята моей группы берут коробочки с блоками и самостоятельно занимаются.

Занятия с логическими блоками развивает у ребенка логическое мышление, математические способности, стимулирует развитие речевых навыков. Ребенок учится сравнивать, анализировать, экспериментировать, визуализировать, обобщать и разделять предметы по признакам и быстро выучит геометрические фигуры. Так как сюжет игровой, то развивается воображение и фантазия. Способствует развитию творческих способностей.

Явных недостатков я не нашла, лишь исходя их темперамента ребенка занятия могут наскучить ему, в этом случае мы откладываем занятия, и через некоторое время снова к ним возвращаемся. Это отличный материал для индивидуальной работы!

Вывод:

Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей. Ребенок, разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.

Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия : выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста : от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений.Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать Вам свою игру "Забавные прищепки". Данная игра предназначена для развития мелкой.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1) Часть 2 Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2) Часть 1 Уважаемые коллеги, хотелось бы сегодня продолжить рассказ о нашемУголке сенсорного воспитания и развития элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в сooтветствии с ФГOС
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 10:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД